Меню

Ведомственная инструкция что это

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).

    По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

    Виды законов:

    Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

    Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

    Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

  • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

    Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

    Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Источник

    Ведомственная инструкция что это

    НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

    4.1. Техническая документация

    Наличие полной и качественной НТД в электроустановках является важной предпосылкой по организации и поддержанию надлежащего уровня электрохозяйства. Ее недооценка чревата нежелательными последствиями.

    Вся система распределительных электросетей предприятий (организаций), начиная от вводных устройств и до конечного пункта потребления электроэнергии, должна быть документально оформлена, а срок ее жизнедеятельности, начиная от проекта и кончая заменой (ликвидацией, реконструкцией и т. п.), должен быть документально подтвержден.

    Отличительной особенностью НТД в электроустановках является значительное ее количество по наименованиям и назначению, а также постоянное непрекращающееся обновление и корректировка нормативов, требований органов государственного и ведомственного надзора, изменения и дополнения в отраслевых и производственных (эксплуатационных) инструкциях, технических отчетах, проектах и расчетных схемах электроснабжения и др.

    Помимо общих для электротехнического персонала предприятия (организации) НТД, каждая категория работников в электроустановках имеет свои нормативы, производственные, должностные и местные (эксплуатационные) инструкции, вплоть до методических указаний органов энергонадзора и рекомендаций энергоснабжающих организаций.

    На рис. 4 приведен необходимый для каждого потребителя электроэнергии перечень технической документации в электроустановках, регламентированный действующими нормами и правилами.

    Этот рисунок может быть дополнен следующими пояснениями норм и правил работы в электроустановках.

    На Генеральный план (п. 1 на рис. 4) должны быть нанесены здания, сооружения и подземные электротехнические коммуникации.

    Рис. 4. Техническая документация в электроустановках

    Технические паспорта (п. 2) должны иметься на все основное электрооборудоване, а сертификаты (п. 5) – лишь на оборудование и материалы, подлежащие сертификации.

    Акт разграничения по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности (п. 3) составляется между энергоснабжающей организацией и потребителем электрической энергии. В Акте указывается граница принадлежности и ответственности между обеими сторонами. В этот Акт разграничения должны быть внесены все субпотребители электроэнергии. Акт разграничения составляется в трех экземплярах, один из которых предназначен для предприятия электросетей, от которых питается потребитель, другой – для потребителя, и третий экземпляр передается в Энергосбыт.

    Проектно-техническая документация, указанная в п. 4, должна быть утверждена в установленном порядке и согласована с энергоснабжающей организацией и органами Ростехнадзора.

    Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно вместо проекта иметь однолинейную расчетную схему электроснабжения. На этой схеме должна быть подпись ответственного за электрохозяйство, особенно если в процессе эксплуатации электроустановки в нее внесены изменения.

    Списки работников (пп. 6-19) входят в перечень технической документации для каждого потребителя, в том числе отдельно и для структурных подразделений, которые утверждаются техническим руководителем предприятия (организации).

    Журналы (пп. 12-23, 26), а также указанные выше списки работников должны иметься на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в РУ или в помещениях, отведенных для персонала, обслуживающего РУ).

    Все инструкции, указанные на схеме (пп. 27-34), разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в ЭУ, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные и ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т. д.).

    В инструкциях по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок (п. 31), и по охране труда на рабочих местах (п. 28) должны содержаться указания по общим требованиям безопасности перед началом работы, во время работы и по ее окончании, а также в аварийных ситуациях.

    Эти инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений для данной должности (профессии) работников и на отдельные виды работ на основе типовых инструкций. Они должны быть согласованы с ответственным за электрохозяйство и утверждены руководителем предприятия (организации).

    В должностных инструкциях по каждому рабочему месту (п. 29) должны содержаться: перечень НТД и схем электроустановки, знание которых необходимо для данной должностной категории работников; конкретные права, обязанности и персональная ответственность; взаимоотношения с другими категориями работников (вышестоящим и подчиненным персоналом) и др.

    Рис. 4 может быть дополнен следующей технической документацией:

    перечнем необходимой технической документации, в том числе и для структурных подразделений, утвержденным техническим руководителем, который должен пересматриваться не реже 1 раза в 3 года и в который, в частности, входят такие важные документы, как: перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением; должностей ИТР и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; профессий и рабочих мест, требующих отнесение персонала к группе I по электробезопасности; инвентарных средств защиты и др.;

    Читайте также:  Пневматическая сеялка точного высева МС 8 МС 12

    списками работников энергоснабжающих организаций и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры;

    перечнем оборудования, ЛЭП и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке;

    перечнем сложных оперативных переключений в электроустановках.

    Указанный перечень оперативной документации также может быть дополнен по решению руководителя потребителя или ответственного за электрохозяйство.

    Всю оперативную документацию в установленные сроки, но не реже l раза в месяц, должен просматривать вышестоящий оперативный или административно-технический персонал и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

    Вся оперативная документация, ведомости регистрирующих контрольно-измерительных приборов, показаний расчетных приборов учета, выходные документы, формируемые автоматизированными системами управления (АСУ), относятся к документам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке.

    Порядок хранения документации устанавливается руководителем потребителя. При изменении собственника предприятия (организации) вся НТД должна быть передана в полном объеме новому владельцу.

    4.2. Ведомственная нормативная документация

    К нормам и правилам работы в электроустановках, помимо действующих МПБЭЭ [3], ПТЭЭП [5], ИПИСЗ [9], ПУЭ [10], ППБ [11], относятся ведомственные руководящие документы, инструкции и методические материалы (указания, рекомендации). Большинство таких материалов являются обязательными, а некоторые из них имеют рекомендательный характер.

    Такое большое количество действующих Правил, на первый взгляд, кажется излишним. Однако каждое из них имеет свое целевое назначение, они отличаются по содержанию друг от друга и предназначены для выполнения конкретных требований по обеспечению рациональной и безопасной эксплуатации электроустановок на различных этапах их проектирования, монтажа, наладки, эксплуатации и ремонта.

    Так, МПБЭЭ регламентируют требования к персоналу, производящему работы в электроустановках, определяют порядок и условия производства работ, рассматривают организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения. Эти правила распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

    ПТЭЭП имеют цель обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии и предназначены для руководящих работников и специалистов, занимающихся эксплуатацией, наладкой и ремонтом электроустановок и электротехнического оборудования.

    ПУЭ определяют требования к устройству электроустановок и рассчитаны на инженерно-технических работников, занятых проектированием, монтажом и эксплуатацией в электроустановках.

    ИПИСЗ содержит перечень средств защиты, их классификацию, технические требования к ним, требования к испытаниям, эксплуатации, содержанию и уходу за ними и предназначены для инженерно-технического персонала и рабочих, занятых на эксплуатации электроустановок, работников служб охраны труда предприятии (организаций), а также рекомендуются для использования в работе разработчикам средств защиты.

    Такую же картину разных целей, задач и требований, но единого назначения, имеют и другие действующие Правила (ППБ, Правила учета электрической энергии и т. д.).

    К другим ведомственным нормативным документам следует отнести:

    Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок [12], утвержденные Минэнерго РФ 03.04.02, которые определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения к сетям энергоснабжающей организации вновь вводимых и реконструированных электроустановок (энергоустановок) энергоснабжающих организаций и потребителей энергии;

    Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающими организациями и потребителями [2], утвержденные первым заместителем министра энергетики РФ 19 января 2002 г., устанавливающие отношения между обеими сторонами на потребительском рынке электроэнергии, не урегулированные Гражданским кодексом РФ и регулирование которых в соответствии с ГК РФ должно осуществляться иными правовыми актами;

    Информационное письмо-предписание ИП-02/98 ФГУ «Мосгосэнергонадзора» «О проведении испытаний электроустановок г. Москвы» с напоминанием руководителям (владельцам) предприятий и организаций о том, «…что они несут личную ответственность за техническое состояние электроустановок и технику безопасности при эксплуатации в соответствии с требованием ПЭЭП п. 1.2.2 и статьями 143, 219 УК РФ».

    В новых правилах ПТЭЭП (изд. 6) в п. 1.2.2 слова «Руководитель (владелец) предприятия должен обеспечить:» заменены на слова «Потребитель обязан обеспечить:», что является принципиальным отличием между обеими фразами;

    совместное решение Госстандарта РФ (утв. 02.07.01), Минэнерго РФ (утв. 01.10.01) и РАО «ЕЭС России» (утв. 17.09.01) о мерах по обеспечению проведения обязательной сертификации электрической энергии, в результате которого создан Координационный совет по качеству электрической энергии с участием представителей вышеуказанных ведомств. Основная цель такого решения заключается в обеспечении надлежащего качества поставляемой электроэнергии, от уровня которого во многом зависит надежность, работоспособность и безопасность электрооборудования;

    Инструкцию по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии [13], утвержденную руководителем Госэнергонадзора 26 ноября 2001 г. Данная Инструкция составлена на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «Положения о государственном энергетическом надзоре в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938.

    Несмотря на то, что настоящая Инструкция [13] предназначена для государственных инспекторов по энергетическому надзору, она является полезной и для руководителей (ответственных за электрохозяйство) энергослужб предприятий и организаций, особенно в части организации и подготовки электрохозяйства к контролю и исполнению прогнозируемых предписаний со стороны энергонадзора.

    От знания и умения пользоваться НТД и ведомственными указаниями, инструкциями и рекомендациями, от их состояния, оформления, хранения и учета при том, что они постоянно находятся в обращении, во многом зависит успешное решение проблем в электроэнергетике предприятий (организаций).

    Например, один лишь системный статистический анализ многолетних документов по аварийным ситуациям в электроустановках, которые долгие годы должны храниться в архивах предприятия, позволит выявить причины и часто скрытые факторы их возникновения и обоснованно принять надлежащие меры по предупреждению возможных и аналогичных по своей природе аварий.

    Источник

    

    Приложение1

    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

    Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

    Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

    Рассмотрим названные группы более подробно.

    1. Официальная правовая информация

    Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

    1.1. Нормативная правовая информация

    Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

    Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

    В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

    Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

    Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

    • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
    • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

    Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

    Норма права касается:

    • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
    • б) круга должностных лиц;
    • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
    • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
    • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

    Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

    Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

    В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

    Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

    Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

    Законы РФ принимаются в виде:

    • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
    • — федеральных конституционных законов;
    • — федеральных законов (в том числе кодексов).

    Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

    К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

    Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

    Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

    Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

    Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

    В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

    1.2. Иная официальная правовая информация

    К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

    • — ненормативные акты общего характера;
    • — акты официального разъяснения;
    • — правоприменительные акты.

    Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

    Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

    Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

    1.3. Формы правовых актов

    Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

    НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

    Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

    Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

    Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

    2. Информация индивидуально — правового характера,
    имеющая юридическое значение

    Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

    Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

    • — договоры (сделки);
    • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

    Общие черты этих актов:

    • — носят индивидуально — правовой характер;
    • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

    3. Неофициальная правовая информация

    Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

    • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
    • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
    • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
    • — образцы деловых бумаг;
    • — комментарии законодательства;
    • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

    Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

    Источник

    Межведомственная инструкция взаимодействия ФОИВ

    УТВЕРЖДЕНА
    решением Правительственной комиссии
    по предупреждению и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций и обеспечению
    пожарной безопасности протокол

    от 19 декабря 2006 г. № 5

    «Об организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур при информировании населения через средства массовой информации о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения»

    I. Общие положения

    1. Настоящая Межведомственная инструкция (далее – Инструкция) разработана с целью упорядочения системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур при информировании средств массовой информации (далее — СМИ) и населения о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях*, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.

    2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящей Инструкции: чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; средства массовой информации — периодические печатные издания, радио-, теле-, видео¬программы, иные формы периодического распространения массо¬вой информации; информационные материалы – видео- и фотосъемки, аудиозаписи, текстовые материалы о чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, подготовленные представителями СМИ; _______________________ * настоящая Инструкция не определяет порядок информирования населения через СМИ при террористических актах. Их освещение в СМИ регулируется соответствующими ведомственными инструкциями. Интернет-ресурсы — официальные сайты и порталы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, межведомственные сайты и порталы, в том числе «Правоохранительный портал Российской Федерации 112.ru».

    3. Осуществляемая в рамках настоящей Инструкции деятельность не должна противоречить нормам Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации «О средствах массовой информации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», требованиям иных федеральных нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, участвующих в информационном процессе.

    II. Условия информирования населения через СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения

    4. Основанием для информирования населения через СМИ является наличие информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь или повлекли за собой большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    5. В соответствии с федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О государственной тайне» информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через СМИ о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий запрещается сообщать сведения, которые могут вызвать панику среди людей и массовые нарушения общественного порядка, а также сведения ограниченного доступа.

    6. Время информирования населения через СМИ о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях не должно превышать 3 часа с момента получения прогноза; о произошедших чрезвычайных ситуациях — не более 1,5 часов с момента их возникновения и не более 30 минут после получения информации о них. Это время включает в себя процесс согласования информации между информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. Согласование информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, осуществляется лицами, уполномоченными руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. В информационных подразделениях заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур должны находиться уточненные списки уполномоченных лиц с указанием их контактных телефонов. Информация о чрезвычайных ситуациях и их последствиях, предоставляемая в СМИ информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, не должна носить противоречивый характер и служить поводом для ее искажения и паники среди населения. Не допускается включать в тексты заявлений предположения о виновниках и причинах, вызвавших чрезвычайную ситуацию, без официального заключения экспертов или специально образованной Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации.

    7. Официальная позиция заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур доводится до СМИ непосредственно их руководителями, а также руководителями информационных подразделений и другими должностными лицами по поручению руководства федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур.

    8. Руководители информационных подразделений, готовящих материалы для СМИ, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную и военную тайну, служебной ин¬формации ограниченного распространения и несут личную ответственность в случае их разглашения в соответствии с действующим законодательством.

    III. Порядок информирования населения через СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения

    9. Организация информирования населения через СМИ о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также взаимодействия с информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других структур возлагается на МЧС России. 10. В целях информирования населения о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также оказания помощи представителям СМИ в подготовке информационных материалов на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России или объединенных информационно-координационных центров, созданных при региональных центрах МЧС России для информационного обеспечения деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) территориального органа МЧС России в зависимости от масштаба и последствий чрезвычайной ситуации формируется временный (выездной) пресс-центр, в состав которого входят представители информационных подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур.

    11. Временный (выездной) пресс-центр является основным координирующим органом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур в области информирования представителей СМИ, российской и зарубежной общественности об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.

    12. Характер и объем первичного сообщения для СМИ о произошедшей чрезвычайной ситуации определяет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России по согласованию с руководством Министерства. В случае, когда информация затрагивает компетенцию других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Управление информации и связи с общественностью МЧС России выдает информацию в СМИ после согласования с руководителями их информационных подразделений. Время согласования такой информации не должно превышать 15 минут. Задача такой информации – заполнить информационный вакуум в начальный период чрезвычайной ситуации, предотвратить панику среди населения, создать предпосылки для осознанных и организованных действий граждан, попавших в зону чрезвычайной ситуации.

    13. После первичного сообщения в СМИ вводится режим временного «информационного молчания» до сбора более точной информации о произошедшей чрезвычайной ситуации и выработки взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными структурами совместной согласован¬ной позиции. Период «информационного молчания» не должен превышать 1,5 часа.

    14. На время ликвидации чрезвычайной ситуации временный (выездной) пресс-центр должен максимально использовать для информирования населения имеющиеся Интернет-ресурсы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, а также местных органов власти.

    15. На Интернет-ресурсах взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, местных органов власти временный (выездной) пресс-центр должен размещать информацию о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, сведения о телефонах «горячей линии», пунктах психологической помощи пострадавшему населению, рекомендации по безопасному поведению населения, списки погибших и пострадавших, а также информацию о работе Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации. IV. Особенности организации работы временного (выездного) пресс-центра в зоне чрезвычайной ситуации

    16. При создании временного (выездного) пресс-центра указываются сроки и место его развертывания, состав, а также порядок обеспечения автотранс¬портом, оргтехникой, видео- и фотоаппаратурой, средствами связи.

    17. Временный (выездной) пресс-центр формируется из числа сотрудников информационных подразделений взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур в соответствии с официальным обращением МЧС России или Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации.

    18. Общее руководство временным пресс-центром осуществляет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России или по его поручению представитель Управления; выездного пресс-центра – его руководитель, назначаемый руководством Министерства или руководителем Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации. В случае образования Правительственной комиссии информацию в СМИ о причинах ЧС выдает ее председатель, либо по его решению руководитель временного (выездного) пресс-центра**.

    19. Представители СМИ, прибывшие в зону чрезвычайной ситуа¬ции, проходят аккредитацию при выездном пресс-центре. Основанием для их аккредитации является наличие действующего журналистского удостоверения и оформленный страховой по¬лис, а для иностранных журналистов – аккредитационное удостоверение МИД России.

    20. Руководство выездного пресс-центра информирует аккредитованных представителей СМИ о возможности размещения и обустройства, а также обеспечения условий работы в зависимости от характера чрезвычайной ситуации.

    21. Все должностные лица взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур должны оперативно готовить по запросу сотрудников выездного пресс-центра необходимые справочные информационные материалы для представителей СМИ о деятельности в зоне чрезвычайной ситуации привлекаемых сил и средств, ходе ликвидации ее последствий и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения. V. Особые случаи

    22. В случае, когда чрезвычайные ситуации, вызвавшие широкий общественный резонанс, происходят в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, информацию о них в СМИ предоставляют информационные подразделения тех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других структур, к компетенции которых относятся данные территории или объекты.

    23. При длительном отсутствии информации (более 30 минут) о произошедшей чрезвычайной ситуации, вызвавшей широкий общественный резонанс, со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур решение о характере и объеме информационного сообщения для СМИ определяет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России по согласованию с руководством Министерства.

    24. После первичного сообщения в СМИ информация о чрезвычайной ситуации, затрагивающая безопасность населения, в обязательном порядке согласовывается с Управлением информации и связи с общественностью МЧС России.

    Источник