Меню

Оценка вербально логического мышления методика Исключение слов

Методика исключение слов инструкция

Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный.

Словесный вариант производится при помощи бланка, содержащем серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследующий решает совместно с ним: «Василий, Федор, Семен и Порфирий — имена, а Иванов-фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана — молочные продукты, а сало — животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.

Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

Методика «Исключение слов»

Инструкция. Вычеркнуть лишнее по смыслу слово.

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

лист, почка, кора, дерево, сук

дом, сарай, изба, хижина, здание

береза, сосна, дерево, дуб, ель

ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

неудача, крах, провал, поражение, волнение

молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

минута, секунда, час, вечер, сутки

Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы.

Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.

Обработка результатов (табл.): 15 заданий; максимальная оценка = 30 баллов.

А = В + Т,

где В — кол-во баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.

Подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла. В тексте методики выделены слова, которые являются искомыми.

Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Источник

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

1 МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ» Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать. Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления. Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными. Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности лабильности и инертности. Третий вид патологии мышления нарушение мотивационного компонента можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве. Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

2 СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК Методика «Исключение слов» 1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий 2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный 3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий 4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана 5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо 6)глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий 7) лист, почка, кора, дерево, сук 8) дом, сарай, изба, хижина, здание 9) береза, сосна, дерево, дуб, ель 10)ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать 11)темный, светлый, голубой, ясный, тусклый 12)гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога 13)неудача, крах, провал, поражение, волнение 14)молоток, гвоздь, клещи, топор, долото 15)минута, секунда, час, вечер, сутки

3 Ключ 1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер ПРОТОКОЛ Фамилия, имя, отчество Дата Возраст Образование Исследование мышления по методике «Исключение слов» Номер строки Исключаемое слово Объяснения испытуемого Вопросы и примечания экспериментатора

4 Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы. Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания. Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем: 1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла; 2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле: А = В + Т, где В количество баллов за правильно выполненные задания, Т поправка на время. Поправки на время выполнения задания «Исключение слов» Время, с Т (В > 26) Время, с Т (В > Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов: 1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»; 2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все

Читайте также:  Права и обязанности секретаря судебного заседания

5 остальное на земле». Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа об искажении процесса обобщения. Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом: а) категориальные отнесение к классу на основе главных, существенных признаков; б) функциональные отнесение к классу на основе функциональных признаков; в) конкретные отнесение к классу на основе конкретных признаков; г) нулевые перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения. Особенности ответов в различных нозологических группах: при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам; при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей; при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.

6 ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ» Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций испытуемых на свои достижения и неудачи. Предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник. Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия). Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации. Методики эти, как и аналогичные словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны. Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация, по сравнению со словесной, и для испытуемых со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации. Набор карточек для классификации должен предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например, по конкретно-ситуационному типу. В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом испытуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их общность. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение обследуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности у него процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе необходимо образовать более крупные группы растений, животных и предметов неживой природы. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения. Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки правильные и ошибочные. Исследующий может указать на

7 допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение испытуемого к обнаруженной ошибке исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Нужно регистрировать рассуждения испытуемого в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Источник



Оценка вербально – логического мышления (методика «Исключение слов»)

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, по четыре слова в каждой. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол регистрации ответов.

БЛАНК МЕТОДИКИ «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

  • 1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
  • 2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.
  • 3. Часы, очки, весы, термометр.
  • 4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
  • 5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
  • 6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.
  • 7. Дерево, этажерка, метла, вилка.
  • 8. Дедушка, учитель, папа, мама.
  • 9. Иней, пыль, дождь, роса.
  • 10. Вода, ветер, уголь, трава.
  • 11. Яблоко, книга, шуба, роза.
  • 12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.
  • 13. Береза, сосна, ягода, дуб.
  • 14. Минута, секунда, час, вечер.
  • 15. Василий, Федор, Семен, Иванов.
Читайте также:  Лучшие модели эллиптических тренажеров Торнео ТМ Torneo их отличия

ИНСТРУКЦИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой – то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Протокол исследования вербально – логического мышления

Источник

Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов в таблице.

Протокол исследования вербально-логического мышления

Номер серии Время выполнения задания, в секундах Результат
.

Бланк методики «Исключение слов»

1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

3. Часы, очки, весы, термометр.

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.

7. Дерево, этажерка, метла, вилка.

8. Дедушка, учитель, папа, мама.

9. Иней, пыль, дождь, роса.

10. Вода, ветер, уголь, трава.

11. Яблоко, книга, шуба, роза.

12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.

13. Береза, сосна, ягода, дуб.

14. Минута, секунда, час, вечер.

15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

Процедура проведения

Инструкция: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.

Поправка Т на время выполнения задания

Время, в секундах Поправка Т на время, баллы
Менее 250
250–330 –3
Более 330 –6

Интегральный показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т), вычисляется по формуле:

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую величину по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки.

Шкальные оценки показателей мышлeния

Шкальные оценки мышление Шкальные оценки мышление
образное вербально-логическое образное вербально-логическое
26–29 17–18
23–25 15–16
50–48 29–28 20–22
48–47 17–19 12–4
45–47 28–27 14–16 7–11
41–44 27–26 12–13 5–6
l3 38–40 8–11
36–37 23–25 5–7 3–4
33–35 21–22 2–4
30–32 19–20 0–2

Методика «Исключение лишнего»

Цель. Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста.
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция. «Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.

!Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Читайте также:  Должностные обязанности оператора котельной

Тест

II. Словесный вариант
Инструкция.Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен выше изложенному.

Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число балловХарактеристика решения задач
I II
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5 — объединяемых в одну группу предметов (слов);
— 5 «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4 — для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
— 4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 — объединяемых в одну группу предметов (слов);
— 2,5 «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 — предметов (слов) объединенных в одну группу;
— 1 «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0 — предметов (слов) объединенных в одну группу;
— 0 «лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Методика » Простые аналогии»

Цель. Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач.

Для детей 8-10лет

Инструкция. «Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое слово».

Прекратить исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно

Огурец Гвоздика
овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля
Огород Сад
Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
Учитель Врач
Ученик Очки, больница, палата, больной, лекарство
Цветок Птица
Ваза Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
Перчатка Сапог
Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щётка
Тёмный Мокрый
Светлый Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный
Часы Градусник
Время Стекло, больной, кровать, температура, врач
Машина Лодка
Мотор Река, маяк, парус, волна, берег
Стол Пол
Скатерть Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди
Стул Игла
Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Оценка результатов:

4 балла — выполняет все задания, выделяя существенные признаки,

3 балла — выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора

2 балла — выполняет 5 заданий, из них 4 — с направляющей и программирующей помощью экспериментатора

1 балл — отвечает не по существу, помощь неэффективна

Для детей от 10 лет

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым?

песня: композитор = самолет: ?

а) аэродром б) горючее в)конструктор г)летчик д)истребитель

Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ — конструктор (конструктор сделал самолет)

Время выполнения -15 минут, предлагается 10 заданий

1. школа: обучение = больница: ?

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

2. песня: глухой = картина: ?

а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

3. нож: сталь = стул: ?

а) вилка б) дерево в) стул г) пища д) скатерть

4. паровоз: вагоны = конь: ?

а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня

5. лес: деревья = библиотека: ?

а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр

6. бежать: стоять = кричать: ?

а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать

7. утро: ночь = зима: ?

а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани

8. волк: пасть = птица: ?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

9. слагаемое: сумма = множители: ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление

10. роза: цветок = кислород: ?

а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак

Оценка результатов:

4 балла — 8 — 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется.

3 балла — 5 — 7 правильных ответов, использует помощь взрослого.

2 балла — 2 — 4 правильных ответов, помощь использует частично.

Источник