Меню

Новые формы регистров бухгалтерского учета



Обзор изменений в первичке и регистрах бухучета в бюджетных организациях

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Приказ от 15.06.2020 № 103н [1] внесет изменения в Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, которым утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и методические указания по их применению (далее — приказы № 103н, № 52н, Методические указания).

Что необходимо учесть бухгалтеру автономного учреждения с вступлением в силу этих изменений?

  • уточняется порядок оформления и составления документов, в том числе в электронном виде;
  • вводятся новые формы документов и порядок их заполнения;
  • вносятся изменения в порядок заполнения действующих форм документов.

Порядок оформления и составления документов

В целях отражения в бухгалтерском учете информации об объектах бухучета, возникающих при осуществлении фактов хозяйственной жизни, каждый факт подлежит оформлению первичным учетным документом (сводным первичным учетным документом).

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно дополнениям, вносимым в разд. 1 «Общие положения» Методических указаний (приложение 5 к Приказу № 52н), оформляющая часть документа должна содержать:

  • подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни (сделки, операции), за его оформление и ответственных за содержащиеся в документе данные (за соответствие содержащихся в документе данных фактам хозяйственной жизни), а также должностных лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случаях, когда подпись предусмотрена формой документа (подпись главного бухгалтера (бухгалтера), уполномоченного им лица), либо в случаях, когда в первичном учетном документе предусмотрено отражение данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Названные должностные лица подписывают первичные учетные документы с указанием даты подписания документа;
  • должности исполнителя, подписи (с расшифровкой) и контактные данные (номер контактного телефона (при наличии), электронный адрес).

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются:

  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью либо в случаях, предусмотренных Методическими указаниями, простой электронной подписью (далее — электронный первичный учетный документ, электронный регистр, вместе — электронные документы);
  • на бумажном носителе — в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

При необходимости представления другому лицу или в государственный орган (по требованию) документа на бумажном носителе, который был сформирован в электронном виде, учреждение обязано за свой счет изготавливать копии электронного первичного учетного документа, электронного регистра. Копии электронного документа заверяются в порядке, установленном в учетной политике учреждения.

Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на первичном учетном документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

Документы, формы которых не унифицированы, принимаются к бухгалтерскому учету в случае их составления по формам, установленным учетной политикой учреждения, и при условии, что такие документы содержат обязательные реквизиты, предусмотренные п. 25 СГС «Концептуальные основы» [2] .

Аналогичные положения также вводятся в указанный стандарт (Приказ Минфина РФ от 30.06.2020 № 130н).

Унифицированные формы электронных документов, установленные Приказом № 52н, применяются учреждением в целях ведения им бухгалтерского учета при условии закрепления таких требований в его учетной политике.

Электронные документы, предусмотренные Приказом № 52н, применяются субъектами учета согласно принятой учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2021 (п. 2 Приказа № 103н).

Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам электронных документов при отсутствии технической возможности их формирования и хранения в виде электронных документов. При этом в бухгалтерскую службу должен быть представлен электронный образец такого документа в целях обеспечения интеграции информационных систем и реализации принципа однократного ввода данных.

Отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии, иные поля унифицированной формы документа, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей, в случае оформления лицом, ответственным за совершение факта хозяйственной жизни, электронного первичного учетного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее — ЭЦП), не заполняются.

Учреждение вправе включить в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированных форм документов (электронных документов), дополнительные реквизиты (данные) при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляются формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов).

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является допустимым изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значений показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.

В случае, если при обмене информацией в форме электронных документов предусмотрена передача скан-копий первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), ответственность за соответствие скан-копии подлиннику документа возлагается на лицо, ответственное за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачу такой скан-копии.

Передача скан-копии первичного учетного документа осуществляется при условии ее подписания ЭЦП должностным лицом, ответственным за соответствие такой скан-копии подлиннику документа.

Новые формы первичных учетных документов

Код формы

Наименование формы

Решение о командировании на территории РФ

Изменение решения о командировании на территории РФ

Решение о командировании на территорию иностранного государства

Изменение решения о командировании на территорию иностранного государства

Решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема

Отчет о расходах подотчетного лица

В приложении 5 предусматривается порядок заполнения указанных форм, в котором отмечено, что эти документы оформляются в электронном виде.

Новые формы регистров бухгалтерского учета

Код формы

Наименование формы

Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет

Журнал операций межотчетного периода

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров

Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами

Также предусматривается порядок заполнения указанных регистров. Соответствующие дополнения вносятся в приложения 3, 4, 5 к Приказу № 52н.

Изменения в порядке заполнения отдельных первичных документов

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В порядке заполнения данного документа уточнено, что он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при оформлении решения о списании мягкого инвентаря, посуды и однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 руб. до 100 000 руб. (до внесения изменений — от 3 000 руб. до 40 000 руб.) включительно за единицу и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов учета.

Требование-накладная (ф. 0504204). Согласно поправкам данный документ не применяется для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств.

Такие операции нужно будет оформлять приходным ордером (ф. 0504207).

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В порядке заполнения данного документа уточнено, что он применяется для оформления выдачи материальных ценностей в использование для хозяйственных, научных и учебных целей, а также передачи в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. (до внесения изменений — до 3 000 руб.) включительно за единицу.

Расчетная ведомость (ф. 0504402). В порядке заполнения данного документа дополнено, что этот документ применяется для отражения начислений по заработной плате работников в течение месяца и сумм, причитающихся к выплате при окончательном расчете, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражения удержаний из сумм начислений (налогов, страховых взносов, удержаний по исполнительным листам и иных удержаний).

Платежная ведомость (ф. 0504403). Согласно поправкам данная форма применяется в случаях начисления заработной платы, иных выплат с оформлением расчетной ведомости (ф. 0504402).

Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425). Уточнен порядок заполнения данной формы в отношении заполнения данных в графе 9. В действующем порядке вместо графы 9 ошибочно указана графа 12.

Авансовый отчет (ф. 0504505). В порядке заполнения данного документа дополнено, что он применяется для учета расчетов с подотчетными лицами при условии оформления на бумажном носителе.

Кассовая книга (ф. 0504505). Дополнен порядок формирования данной формы в электронном виде. В частности, записи в электронную кассовую книгу вносятся в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного кассового ордера либо скан-копий указанных документов, содержащих собственноручные подписи. Квитанция к приходному кассовому ордеру, сформированному в электронном виде, подписывается ЭЦП главным бухгалтером или уполномоченным лицом и кассиром. Формирование электронной кассовой книги осуществляется ежедневно, включая рабочие дни, в которые кассовые операции не проводились.

Читайте также:  Кухонная техника Аэрогрили Мультипечь аэрогриль GFGRIL GFA 3200

Табель учета посещаемости детей (ф. 0504608). В порядке заполнения данного табеля уточнено, что дни посещения ребенком учреждения в табеле не отмечаются, если иное не предусмотрено учетной политикой. Дни непосещения отмечаются в соответствующей графе так:

  • «В» — выходные дни;
  • «НУ» — неявка по уважительной причине;
  • иными буквенными обозначениями, предусмотренными учетной политикой (например, «НБ» — неявка по болезни; «НЯ» — неявка без уважительной причины (по пропущенным дням, подлежащим оплате согласно условиям договора).

Извещение (ф. 0504805). Порядок заполнения данной формы изложен в новой редакции, согласно которой она используется:

  • при оформлении бухгалтерского документа в целях обеспечения своевременного отражения бухгалтерских записей согласно первичному учетному документу по взаимосвязанным операциям между субъектами учета (в частности, по расчетам, возникающим по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, по расчетам между государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями и учредителями, расчетам между органами, осуществляющими кассовое обслуживание по поступлениям (выбытиям) в бюджет (из бюджета));
  • при оформлении первичного учетного документа в целях отражения взаимосвязанных операций между субъектами учета (возникающих объектов учета (их изменений), по которым не установлены унифицированные формы первичных учетных документов (формы электронных первичных учетных документов), — в частности операций, возникающих при предоставлении межбюджетных трансфертов с условиями при передаче активов, включая операции, формирующие расчеты по возврату неиспользованных средств межбюджетного трансферта; предоставлении с условиями при передаче активов бюджетным и автономным учреждениям субсидий (грантов) из бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетными (автономными) учреждениями, включая операции, формирующие расчеты по возврату указанных субсидий (грантов).

Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Порядок применения данной справки изложен в новой редакции, согласно которой она используется:

  • при формировании первичного учетного документа в целях отражения операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, для отражения которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов (формы электронных первичных учетных документов), операций, в результате которых не требуется представления плательщиком (физическим, юридическим лицом) первичного учетного документа для совершения факта хозяйственной жизни;
  • при формировании бухгалтерского документа для отражения бухгалтерских записей на основании первичного учетного документа в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных ЭЦП, при отсутствии возможности в оформленном первичном учетном документе заполнения раздела «Отметка о принятии к учету» (при передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности централизованной бухгалтерии), при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с исправлением ошибок, выявленных субъектом учета, проверяющим органом.

Также установлен порядок заполнения справки в зависимости от факта хозяйственной жизни, в отношении которого она составляется.

Изменения в порядке заполнения отдельных регистров бухгалтерского учета

Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031). В порядке заполнения данной формы дополнено, что инвентарная карточка открывается при принятии инвентарного объекта нефинансового актива к бухгалтерскому учету, закрывается — при прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) инвентарного объекта нефинансового актива.

Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). В порядке заполнения данной формы уточнено, что она предназначена для учета группы однородных объектов ОС — мягкого инвентаря, библиотечных фондов, сценическо-постановочных средств (декораций, мебели и реквизита, бутафории), иных объектов ОС, входящих в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (оконечных устройств сигнализационной сети, систем вентиляции, пожаротушения (например, камер видеонаблюдения, кондиционеров, периферийных устройств, являющихся оконечными устройствами сигнализационной сети, приборов, устройств средств измерения, управления; средств преобразования, принятия, передачи, хранения информации), средств вычислительной техники и оргтехники), а также предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 100 000 руб. включительно (далее — инвентарная группа объектов).

Инвентарной группе объектов присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Опись инвентарных карточек по учету нефинансовых активов (ф. 0504033). Дополнено, что в отношении инвентарных карточек (ф. 0504031, 0504032), сформированных в форме электронного документа, данная опись не составляется.

Главная книга (ф. 0504072). Уточнен порядок заполнения данного регистра. В частности, при открытии главной книги в ней записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год с учетом изменений входящих остатков по счетам учета согласно журналу операций межотчетного периода, обороты по дебету и кредиту за соответствующий период и с начала года, исходящие остатки по счетам учета, итоговые данные за соответствующий период, номера журналов операций (ф. 0504071). Остатки на начало года и на начало (конец) периода (месяца, дня) по соответствующим счетам аналитического учета рабочего плата счетов (0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами») отражаются в соответствии с регистрами бухгалтерского учета по дебету и (или) по кредиту (развернуто). Показатели остатков на начало года, на начало периода, на конец периода в главной книге отражаются в положительном значении показателя.

[1] Приказ вступает в силу с момента регистрации в Минюсте. На момент подготовки номера документ находился на регистрации.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Источник

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

Нет времени читать?

В 2021 неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) — права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на РИД, в том числе неисключительные лицензии на программные продукты, учитываются в соответствии с положениями федерального стандарта «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 181н.

Как учитываются НМА в 2021 году

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

Порядок перевода на баланс неисключительных прав пользования на РИД

Одним из примеров объектов учитываемых на счете 111.60 «Права пользования нематериальными активами», а именно на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных», являются используемые в деятельности учреждения программные продукты на платформе «1С:Предприятие».

В комплект поставки программы, к примеру «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», входит лицензионное соглашение, по которому лицензиату предоставляются отдельные неисключительные права на использование программы.

Лицензионное соглашение на программу «1С» — бессрочное, является документом, подтверждающим наличие у лицензиата прав, предоставленных правообладателем — фирмой «1С», на использование программного продукта.

Документом, подтверждающим наличие у лицензиата прав использовать программу на нескольких рабочих местах, является дополнительная клиентская лицензия (лицензии) на определенное количество рабочих мест.

До 01.01.2021 по Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете 401.50 «Расходы будущих периодов» учитывались расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

Читайте также:  Инструкция по сборке установке и эксплуатации душевой кабины ARCUS STYLE S 08L ARCUS STYLE S 08R

С 1 января 2021 г. в соответствии с приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н такие объекты, учитываемые за балансом на счете 01, должны учитываться на балансе в составе счета 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».

Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы» доведены письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.

В данных методических рекомендациях содержатся положения по первому применению Стандарта и переходные положения. В отличие от переходных положений внедренных ранее стандартов (Приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н, Приказ Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н, Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н и др.), согласно которым принятие к балансовому учету объектов, соответствующих критериям актива, отражалось в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», перевод с забалансового учета на балансовый учет прав пользования нематериальными активами осуществляется операциями 2021 года в следующем порядке:

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее учитываемые на счете 401.50 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2021 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Данные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

Следовательно, если на 01.01.2021 на счете 401.50 учитываются расходы на приобретение лицензионного права на РИД, срок полезного использования которого меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 г. следующей проводкой:

Д-т 0 401.20 226 К-т 0 401.50 226.

Сумма списания и необходимость списания определяются по результатам инвентаризации и закрепляются в Решении Комиссии по поступлению и выбытию активов.

С 01.01.2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», так как приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н из описания забалансового счета 01 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности с 01.01.2021.

Соответственно одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01, независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек.

Методологами Минфина РФ даны разъяснения на видеоконференции Федерального казначейства по вопросам формирования годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2020 г.:

«Учреждения должны объявить в I кв. 2021 г. инвентаризацию в связи с вступлением в действие Стандарта „Нематериальные активы“.

При проведении инвентаризации определяются оставшиеся на 01.01.2021 сроки полезного использования объектов, учитываемых на счете 01, и соответствующие суммы на счете 401.50.

Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.

В Решении должно быть указано, например, что это лицензия на программный продукт будет использоваться более 12 месяцев. Срок полезного использования такой-то.

Пока Решения нет, на баланс права пользования НМА не следует поднимать. Их не следует переносить в межотчетный период. Закрываем 2020 год как есть».

Из всего вышесказанного следует: в 2020 г. и в межотчетный период никакие записи по поднятию на баланс неисключительных прав пользования на РИД не формируются.

Соответственно, если срок полезного использования неисключительного права на РИД больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА, в учете следует оформить следующие проводки:

  • формирование фактической стоимости права пользования НМА

Д-т 0 106.60 350 К-т 0 401.50 226

  • принятие к учету права пользования НМА в той же сумме

Д-т 0 111.60 350 К-т 0 106.60 350.

Соответствующий объект учета одновременно списывается с забалансового счета 01.

Далее амортизацию следует начислять из оставшегося срока полезного использования.

На бессрочные лицензии амортизация не начисляется, так как п. 26 Стандарта «Нематериальные активы» гласит: «По объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.»

Как оформить в «1С»

Рассмотрим примеры бухгалтерских записей, оформляемых в учете и в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2021 г. по результатам инвентаризации неисключительных лицензий на программные продукты на основании Решения комиссии в Таблице.

Начислена амортизация прав пользования НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно в размере 100% первоначальной стоимости

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Юлия Пыркова,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Источник

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год: скачать с приложениями

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год – обязательный документ. Теперь, чтобы подготовить учетную политику, бюджетному учреждению придется изучить стандарты. Посмотрите, какие операции должны быть в документе. Образец учетной политики бюджетного учреждения на 2020 год и приложения к ней можете скачать в статье.

Кому в бюджетного учреждении поручить составление учетной политики

Учетная политика бюджетной организации нужна, чтобы установить правила ведения учета с учетом его специфики. Документ формируют на основании законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов.

При формировании учетной политики надо учитывать особенности структуры организации, выполняемых полномочий, отраслевых и других особенностей работы (ч. 2 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Учетную политику разрабатывают по учреждению в целом.

Как правило, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно. Разрабатывает учетную политику бухгалтерия. Но не запрещено привлечь и сторонних специалистов.

Первый вариант – у учреждения своя бухгалтерия. Тогда штатный бухгалтер должен вести учет и разрабатывать локальные акты. Как правило, политику разрабатывает главбух.

Второй вариант – учреждение наняло бухгалтера по договору об оказании бухгалтерских услуг или заключили договор на бухуслуги со сторонней организацией. В таком случае политику разрабатывает нанятый бухгалтер или компанию. Если учет поручен централизованной бухгалтерии, в договоре должны быть прописаны обязанности исполнителя по разработке и применению политики.

Утверждает учетную политику и несет ответственность за его исполнение руководитель бюджетного учреждения. Издать приказ об утверждении учетной политики следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года. То есть утвердить учетную политику бюджетного учреждения на 2020 год с приложениями надо не позднее 30 декабря 2019 г.

Как часто составлять учетную политику

Образец учетной политики бюджетного учреждения разрабатывать каждый год не обязательно. Достаточно это сделать один раз, а потом вносить изменения. Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:

  • решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется действующее законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, которые связаны с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы учреждение должно применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Как составить учетную политику на 2020 год бюджетному учреждению

Учреждение вправе самостоятельно выбирать, в каком виде будет оформлена учетная политика:

  • приказ;
  • распоряжение;
  • постановление;
  • порядок.

Разрешается принимать один или несколько нормативных актов, например, отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В письме Минфина от 31.08.2018 года № 02-06-07/62480 говорится о том, что учреждение должно руководствоваться сложившейся практикой делопроизводства. О том, как изменить учетную политику, рассказали эксперты Системы Главбух.

Текст учетной политики оформите как приложение к приказу. Форма – произвольная. Вы вправе оформить политику как в едином документе, который включает всю совокупность способов ведения бухучета, так и в отдельных документах. Гриф утверждения оформите, если он предусмотрен правилами документооборота в вашем учреждении.

Изменения в учетную политику также утвердите приказом: замените устаревшие пункты и положения, введите новые. Укажите основание для изменений. Например, вступившие в силу новые федеральные стандарты для госсектора. Если изменений много, можете утвердить новую редакцию приказа об учетной политике.

По правилам учетная политика должна состоять как минимум из восьми разделов (п. 9 стандарта «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 157н). В учетную политику для бухучета включите:

Читайте также:  Принцип работы и устройство ядерного реактора

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Порядок проведения инвентаризации активов;

Формы первичных учетных документов, для которых не предусмотрены обязательные формы;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок организации и обеспечения внутреннего контроля;

Порядок признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты;

Иные сведения, необходимые для ведения бухгалтерского учета в учреждении и составления отчетности.

Чтобы учетной политикой было удобно пользоваться, самостоятельные разделы можно оформить в качестве приложений, на которые сделать ссылки из основного текста (см. образец ниже).

Не включайте в учетную политику:

  • правила из инструкций по бухучету. Вписывать надо только те, которых нет в инструкциях или которые вы выбрали из нескольких вариантов;
  • нормы трудового, гражданского и налогового законодательства;
  • личные данные сотрудников; способы и методику учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Изменения в учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений

Изменения в учетной политике возможны в трех случаях:

Изменилось законодательство по бухучету, в том числе федеральные или отраслевые стандарты.

Учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учета. Например, передаете учет в централизованную бухгалтерию.

Изменились условия деятельности учреждения. Например, прекратили заниматься одним из видов деятельности.

С 2020 года учетную политику формируйте по правилам СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Учреждению необходимо подготовиться к очередным изменениям в правилах учета. В учетной политике на 2020 год учтите правила новых федеральных стандартов:

«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;

Также учитывайте методические рекомендации на сайте Минфина, как применять новые стандарты. О том, какие есть различия между ФСБУ и действующими ПБУ, рассказали эксперты Системы главбух.

В раздел учетной политики по учету материальных запасов добавьте:

единицу учета запасов в вашем учреждении – номенклатурную единицу, партию либо однородную группу запасов. Для разных групп запасов вы можете установить разные единицы учета;

правила группировки материальных запасов и незавершенного производства для аналитического учета. Например, введение дополнительной аналитики на счетах для разных групп запасов;

правила уточнения стоимости запасов в пути;

правила списания затрат на доставку запасов до получателей, если выполняете централизованные закупки;

правила расчета себестоимости услуг, работ, продукции, если раньше не прописывали;

правила оценки незавершенного производства на конец месяца;

по какой цене отражаете товары, переданные на реализацию, – по фактической стоимости или по цене реализации.

Так установлено в пунктах 8, 12, 18, 19, 20, 28, 30, 33 СГС «Запасы», разделах 2, 4.1.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.

В раздел по резервам предстоящих расходов добавьте правила расчета и учета резервов:

по претензиям, искам;

по гарантийному ремонту – если проводите гарантийный ремонт.

Так установлено в пунктах 7, 21 СГС «Резервы», разделах 2, 3, 4 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Если учреждение является подрядчиком по договору подряда или исполнителем услуг, добавьте:

в раздел о финансовых результатах – применяете ли СГС «Долгосрочные договоры» по договорам сроком менее года, если начинаете их исполнять в одном отчетном периоде, а заканчиваете в другом. Установите методы оценки доходов, порядок принятия их к учету;

раздел о доходах – каким способом определяете процент исполнения договора строительного подряда, чтобы признать доходы в отчетном периоде: исходя из понесенных расходов или объема выполненных работ;

перечень неунифицированных документов – форму документа «Заключение по проценту исполнения объема работ», если процент исполнения определяете из объема;

график документооборота – сроки представления в бухгалтерию заключения об объеме работ и ответственного за формирование этого документа;

рабочий план счетов – дополнительный забалансовый счет для учета результата долгосрочного договора строительного подряда в части объемов выполненных работ.

Об этом – в пунктах 5, 6, 9 СГС «Долгосрочные договоры» и разделах I, II, III Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.

В раздел по непроизведенным активам добавьте, на каком забалансовом счете учитывать объекты без полезного потенциала, которые не приносят экономические выгоды. Об этом – в пункте 7 СГС «Непроизведенные активы».

Ниже можно посмотреть образец учетной политики на 2020 год с учетом новых требований законодательства. Готовые образцы учетных политик для налогового и бухгалтерского учета на 2020 год вы найдете на сайте Системы Главбух.

Источник

Особенности бюджетного учета

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Рассмотрим на примерах особенности отражения в бюджетном учете отдельных видов расходов на благоустройство территории.

Приобретение скамеек и урн

Пример 1. В рамках благоустройства территории по контракту, заключенному органом местного самоуправления с поставщиком, были приобретены скамейки и урны на сумму 120 000 руб. Работы по их установке производились по отдельному договору со сторонней организацией на сумму 30 000 руб. Скамейки и урны учтены в составе имущества казны муниципального образования.

Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (ч. 2 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ).

Имущество в состав казны принимается на основании распоряжения главы публично-правового образования.

Расходы органа местного самоуправления на приобретение и установку скамеек, урн необходимо отражать по КВР 244 в увязке со статьей 310 и подстатьей 228 КОСГУ соответственно. Эти затраты следует относить на формирование первоначальной стоимости объектов основных средств.

Для учета скамеек и урн в составе имущества казны предназначен счет 1 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну» (п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н). А для учета капвложений в эти объекты — счет 1 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество» (п. 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).

С даты включения объектов основных средств в состав имущества казны амортизация по ним не начисляется, если иное не установлено нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны (п. 94 Инструкции N 157н).

В бюджетном учете соответствующие операции отразятся с применением следующих корреспонденций счетов:

Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны)

Перечислены денежные средства:

за поставленные скамейки и урны

за выполненные работы по их установке

Приняты в состав имущества казны объекты основных средств в сумме фактических вложений

(120 000 + 30 000) руб.

Возведение спортивной площадки

Пример 2. Казенное учреждение заключило контракт с коммерческой организацией на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. По завершении работ спортивная площадка принята к учету как недвижимое имущество в составе основных средств (код по ОКОФ 220.41.20.20.900).

Расходы на возведение многофункциональной спортивной площадки — объекта капитального строительства необходимо отражать по КВР 414 в увязке со статьей 310 КОСГУ (см. Письмо Минфина России от 12.12.2019 N 02-05-10/97180).

Спортивная площадка подлежит учету в составе основных средств на счете 1 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, которая формируется на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество» (п. 53, 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).

Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, принимаются к бюджетному учету в составе основных средств при наличии документов, подтверждающих такую регистрацию, приложенных к первичным учетным документам (акту ввода объекта в эксплуатацию, акту приема-передачи нефинансовых активов). До момента регистрации права имущество подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 36, 333 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925, от 24.07.2018 N 02-06-05/51873, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367).

Спортивной площадке присвоен код по ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки». На основании Классификации основных средств этот объект относится к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).

Сумма амортизационных отчислений по указанному объекту основных средств рассчитывается в соответствии с его максимальным сроком полезного использования, установленным для этой группы (п. 44 Инструкции N 157н). Значит, срок полезного использования спортивной площадки составит 15 лет (180 месяцев).

В бюджетном учете необходимо оформить следующие бухгалтерские записи:

Источник