Меню

Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе

Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе

Наталия Каширина
Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга в образовательном процессе

Организация и проведение мониторинга образовательного процесса, направленного на оценку результативности качества образовательного процесса.

Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов?

Чтобы принять правильные управленческие решения для повышения качества образования, необходимо иметь представления о результатах качества в данный момент времени и понимать, каких результатов нужно добиться. Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.

Мониторинг в образовании — «это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение правления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития». Он рассматривается как процесс наблюдения за состоянием обучения с целью эффективного подбора образовательных задач, средств для их реализации, а также как система мероприятий для контроля и диагностики уровня усвоения учебного материала в динамике. Для принятия правильных управленческих решений, необходимо грамотно организовать мониторинг. Нужно определить и выбрать приемлемое сочетание форм, видов и способов мониторинга с учетом учебно-педагогической ситуации.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта. Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга.Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие. Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Мониторинг выполняет шесть основных функций.

1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.

2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.

3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.

4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.

5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.

6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций. Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.

Программа мониторинга реализуется в 3 этапа.

организационный;

На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.

На втором этапе проводят апробацию технологий и методик сбора информации; делают обобщение, классификацию и анализ информации; выявляют типичные признаки успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности; определяют основные тенденции развития обучающихся. Продолжают формирование «банка данных».

Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.

Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Источник

Мониторинг образовательной среды инструкция

Основное внимание в данной Главе уделено диагностике результатов школьного образования, мониторингу образовательной среды учебного заведения.

5.1. Мониторинг развития образовательной среды учебного учреждения

Сам по себе мониторинг не является отдельной управленческой функцией. Он выступает, скорее, как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта. Мониторинг — это «градусник», позволяющий измерить «температуру» — состояние объекта.

Читайте также:  Типовые схемы подключения АВР определение принцип работы

Мониторинг в сфере образования можно рассматривать и как часть системы маркетинга (маркетинга образовательных услуг) в образовании (В. А. Ясвин, Экспертиза школьной образовательной среды, 2000 г.). Это связано не только со спецификой его объекта, но и с особенностями самой системы образовательного маркетинга.

Система образования — это особая область социальной сферы, в рамках которой реализуются потребности населения и обществ в образовании посредством предоставления образовательных услуг.

Размеры системы образования могут быть разными: региональная система образования, система муниципального образования, образовательный округ, отдельное образовательное учреждение и т. п.

Мониторинг развития системы образования включает в себя весь комплекс процедур, позволяющий выявить динамику этой системы в исторически определенный временной период. В данном отношении мониторинг хорошо вписывается в алгоритм маркетинга образовательных услуг, является его необходимым условием и его неотъемлемым компонентом. Здесь мониторинг, наряду с прогнозом, служит обеспечению информационной стабильности, предотвращению дефицита информации при выработке рекомендаций и принятии управленческих решений, повышению степени их обоснованности.

В рамках деятельности системы образования осуществляется формирование ориентации субъектов образования на образовательном рынке, определение в ней своей ниши.

Для того чтобы организовать эффективную деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения, необходимо отслеживать динамику качественных и количественных показателей, отражающих как непосредственно образовательные потребности населения, так и рынка образовательных услуг (системы образования), и рынка труда (куда рано или поздно приходит потребитель образовательных услуг).

Образовательная среда – формирующееся понятие. Оно охватывает системы влияний и условий формирования личности, возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Источник



МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
презентация по теме

Мочалова Светлана Валериевна

В презентации описана система мониторинга образовательной среды в ДОО

Скачать:

Вложение Размер
mochalova_monitoring.ppt 1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» Выполнила: педагог-психолог первой категории Мочалова Светлана Валериевна

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ форма организации, сбора, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (Майоров А.Н.)

ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА Образовательная среда (среда образования)- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении (Ясвин В.А.)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА Определение целей. Подготовка плана проведения исследования Разработка инструментария Проведения мониторинга Обработка и анализ полученных результатов Написание отчета и рекомендаций Использование результатов в управленческой деятельности

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА выявить наличие или отсутствие в образовательной среде условий и возможностей для развития активности (пассивности) ребенка, его личностной свободы или зависимости для получения сведений о состоянии объекта (образовательной среды), прогнозирования его развития, предупреждения критических ситуаций .

МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА наблюдение, беседа, анкетирование, анализ, изучение продуктов детской деятельности, собеседование с педагогами, родителями и детьми, анализ документации, опыта работы педагогов; качественный анализ и количественная обработка результатов, индивидуальная и групповая экспертная оценка

ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА в качестве методической базы используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений ( Ясвин 1994, Панов 2007)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Широта Интенсивность Осознаваемость Обобщенность Эмоциональность Доминантность Когерентность Социальная активность Мобильность Устойчивость

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ на современном этапе развития образования одна из задач- воспитание и развитие самостоятельной, активной личности ребенка. В связи с этим необходимы дополнения в содержании ООП ДОО в части развития инициативы, творчества воспитанников, реализации индивидуального подхода в процессе воспитания и образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Корчак Я. Как любить ребенка. АСТ , Харвест , Mainstream , 2014. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.-М: Интеллект-Центр, 2005-424 с. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Воронеж, 1998 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. —СПб.: Питер, 2007. — 352 с. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей.

«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина «мониторинг», его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ.

Мониторинг образовательного процесса ДОУ по образовательным областям МКДОУ № 17 «Петушок» с.Каясула» /май 2014. г/.2015

№п/пНаименованиегруппОбразовательная область«Познавательное развитие»Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание »Образовательная область«Речевая »Образовательная област.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.

Создание психологической безопасной среды.

Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе.

Источник

Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе (педсовет)

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Образовательный мониторинг является как важнейшей составляющей внутришкольного контроля, так и основой для планирования этого контроля. Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

  • Образовательной среды,
  • Образовательных технологий;
  • Результатов образовательного процесса;
  • Эффективности управления ОУ.

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.

Мониторинг это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Схематически специфику мониторинга в школе можно выразить в виде схемы: Слайд 4

Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формируем свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).

Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки . Кроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители. Слайд 5

Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: Слайд 6-11

1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровень профессионального мастерства педагогов.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.

Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

  1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по классам и отделению в целом.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.

Меры по коррекции включают в себя:

  • письма родителям с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем учащихся на классных часах;
  • обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • разработка индивидуальных перспективных планов работы учащегося;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя: Слайд 13

Входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине;
Ежемесячная аттестация учащихся;
Административные контрольные работы;
Рубежный контроль – итоги I и II полугодие;
Годовые контрольные работы;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена;
Контроль на выходе, носящий диагностируемый характер и составление прогноза на дальнейшее освоение учебного материала.

В классе в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 час в неделю) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычисляется методом нормального распределения. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей.

Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учащихся способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учащихся, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.

Источник

Положение о мониторинге образовательной среды в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1»

Политика в России Финансы и банковские услуги Муниципальные образования Мониторинг Капитал Положения Муниципальные районы Предприятия Бюджеты Власть Средняя общеобразовательная школа

приказом МБОУ «СОШ №1»

от «___» _____20__г. №___

о мониторинге образовательной среды

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №1»

I. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение о мониторинге образовательной среды (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребёнка», «Декларацией прав человека», Уставом общеобразовательного учреждения (далее ОУ), нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.

1.2 Настоящее Положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга образовательной среды (далее мониторинг) в МБОУ «СОШ № 1».

1.3 Объектом мониторинга являются субъекты, процесс и результаты учебно-воспитательного процесса, а также средства достижения этих результатов.

1.4 Мониторинг образовательной среды является системой, включающей:

· дидактический мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием содержания, организационных форм и методов учебного процесса в соответствии с его целями и задачами.

· воспитательный мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием взаимодействия учителей и обучающихся, конечной своей целью имеющее формирование личности.

· психолого-педагогический мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием психологического здоровья субъектов образовательного процесса, их эмоциональным состоянием, развитием их индивидуальных особенностей.

· мониторинг состояния здоровья — непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за динамикой физического здоровья субъектов образовательного процесса.

1.5 Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора общеобразовательного учреждения.

II. Цели и основные задачи.

2.1 Цель мониторинга: непрерывное, диагностико-прогностическое слежение за характером протекания учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения, психологическим и физическим состоянием его субъектов.

2.2 Задачи мониторинга:

· сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно-воспитательном процессе и разработка на этой основе планов работы администрации и педагогов общеобразовательного учреждения.

· своевременное выявление нарушений в ходе учебно-воспитательного процесса в ОУ и их адекватное исправление.

· своевременное выявление достижений в ходе учебно-воспитательного процесса в ОУ, анализ условий, обобщение опыта.

· сбор и накопление сведений с целью формирования оптимальной атмосферы учебно-воспитательного процесса ОУ.

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов субъектов учебно-воспитательного процесса ОУ.

III. Содержание мониторинга.

В процессе мониторинга проводится изучение основных компонентов образовательной деятельности, их взаимосвязи, уровня развития, трудности протекания, специфики слабых и сильных сторон, их функционирования.

Обучающиеся

— результаты учебной деятельности;

— характеристики состояния здоровья;

— результаты исследования психического развития обучающегося;

— результаты исследования личностного развития обучающегося;

— результаты воспитательной деятельности.

— уровень методических затруднений педагога;

— готовность педагога к профессиональной личностно-ориентированной деятельности.

— удовлетворенность качеством образовательных услуг;

— информационные запросы родителей об их ориентации в сфере образования;

— уровень работы по педагогизации родительской среды

IV. Функции мониторинга

4.1 Гностическая – накопление, обобщение, анализ, структуризация данных о протекании учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

4.2 Прогностическая — формулирование обоснованного заключения о предстоящем развитии или исходе учебно-воспитательного процесса.

4.3 Ориентировочная — определение значения отдельных процессов в целостном учебно-воспитательного процессе.

4.4 Контрольно-оценочная – определение уровня развития отдельных сторон учебно-воспитательного процесса.

4.5 Коррекционная – своевременное внесение поправок и изменений в ход учебно-воспитательного процесса.

4.6 Регуляторная – приведение в должное состояние отдельных процессов учебно-воспитательного процесса.

4.7 Координационная — согласование действий при организации совместной деятельности разных специалистов ОУ.

V. Ответственность.

5.1 За состояние дидактического мониторинга несет ответственность заместитель директора по учебной работе.

5.2 За состояние воспитательного мониторинга несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.

5.3 За состояние психолого – педагогического мониторинга несет ответственность педагог – психолог ОУ.

5.4 За состояние мониторинга здоровья обучающихся несёт ответственность заместитель директора по комплексной безопасности.

5.5 Санкцией за невыполнение или некачественное выполнение работ по мониторингу образовательной среды со стороны ответственных лиц является дисциплинарное взыскание. При дальнейшем недобросовестном отношении к своим обязанностям может последовать освобождение от занимаемой должности.

VI. Организация управления.

6.1 Мониторинг осуществляется при единой координации действий и руководстве директора общеобразовательного учреждения, заместителя директора общеобразовательного учреждения по методической работе и председателя мониторингового совета.

6.2 В состав мониторингового совета входят: директор, заместители директора по УВР, ВР, МР, КБ, психолог, социальный педагог, представители методических объединений.

6.3 Председатель избирается из числа членов мониторингового совета и утверждается приказом общеобразовательного учреждения.

VII. Делопроизводство.

7.1 Организация проведения мониторинга планируется на основе аналитической справки учебно-воспитательного процесса за прошедший год или справки о мониторинге за год.

7.2 Ежегодно в конце учебного года ответственными за конкретные направления мониторинга составляется анализ мероприятий и итогов мониторинга по вверенным им направлениям.

7.3 Выводы доводятся до сведения педагогов общеобразовательного учреждения, которые ориентируются на них при составлении планов работы методических объединений учителей, классных руководителей, педагогов – психологов.

Источник

Adblock
detector