Меню

Материалы для различения формы Геометрический комод Мария Монтессори

6.2.6. «Геометрический комод»

Материал: 1. Демонстрационная рама. Это плоский деревян­ный ящик, совпадающий по размеру с ящиками комода. Дно его синего цвета. На дне лежат шесть желтых квадратов: три сплош­ных, три — с вырезанными геометрическими фигурами: квадра­том, кругом, равносторонним треугольником. В отверстиях нахо­дятся соответствующие фигуры-вкладыши синего цвета с неболь­шой кнопочкой в центре. Фигуры расположены следующим обра­зом: в левом верхнем углу — квадрат; в правом верхнем углу — треугольник, посередине нижнего ряда — круг. Ящик покрыт де­ревянной рамой. Рама лежит на комоде сверху.

2. Деревянный комод с шестью выдвижными ящиками. Дно каж­дого ящика окрашено в синий цвет, на нем лежат шесть желтых деревянных квадратов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур. В отверстия вложены фигуры-вкладыши си­него цвета с небольшой кнопкой посередине. В ящиках находятся различные геометрические фигуры:

1-й ящик: квадрат в левом верхнем углу и пять прямоугольни­ков одинаковой длины, ширина которых меняется от 10 (у квад­рата) до 5 см (у прямоугольника в правом нижнем углу);

2-й ящик: круги, диаметр которых меняется от 10 до 5 см. Сле­ва сверху находится самый большой круг;

3-й ящик: треугольники различных видов. В левом верхнем углу — равносторонний треугольник. Далее слева направо: равнобедрен­ный остроугольный; равнобедренный тупоугольный; равнобедрен­ный прямоугольный; неравносторонний тупоугольный и нерав­носторонний прямоугольный треугольники;

4-й ящик: правильные многоугольники — от пятиугольника до десятиугольника;

5-й ящик: параллелограмм, ромб, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция;

6-й ящик: криволинейные фигуры — эллипс, овал, криволи­нейный треугольник; центрально-симметричная фигура, постро­енная следующим образом: на четырех сторонах квадрата построены полукруги с диаметром, равным стороне квадрата.

Примечание: фигуры из демонстрационной рамы представляют собой основные геометрические формы. Фигуры, находящиеся в комоде, представляют собой в определенном смысле их модифи­кации. Так, например:

прямоугольники, находящиеся в 1-м ящике, получаются из квадрата путем уменьшения ширины последнего; именно поэто­му квадрат находится в левом верхнем углу;

треугольники разных видов из 3-го ящика можно получить, «растягивая» и «сжимая» стороны исходного равностороннего тре­угольника и меняя его углы;

круги, находящиеся во 2-м ящике, получены из исходного круга изменением его диаметра;

правильные многоугольники (4-й ящик) можно получить, деля окружность на равные части и соединяя точки деления прямыми линиями;

ромб получается из квадрата путем изменения его углов; па­раллелограмм получается из прямоугольника (который, в свою очередь, получен из квадрата) сдвигом одной его стороны отно­сительно параллельной ей; трапецию можно получить из парал­лелограмма, отрезав от нее или добавив к ней треугольник.

3. Наборы карт для всех фигур. К демонстрационной раме и к каждому из ящиков комода прилагаются соответствующие набо­ры карт, состоящие из трех серий:

1-я серия — фигуры полностью закрашены синим цветом;

2-я серия — фигуры обведены широким синим кантом;

3-я серия — граница фигуры обведена тонкой синей линией.

Наборы карт хранятся в ящике с шестью отделениями и ма­леньком ящике с тремя отделениями.

Цели: прямая — различение геометрических форм и разме­ров, развитие зрительного восприятия; составление пар одинако­вых по форме и размерам фигур и отверстий; знакомство с гео­метрическими фигурами; косвенная — подготовка к изучению ма­тематики; подготовка к письму.

Примечания: 1. «Геометрический комод» предназначен для раз­вития зрительного восприятия. Комод стоит на полке слева от гео­метрических тел. На нем лежит демонстрационная рама. Справа от него стоит ящик с шестью отделениями, в которых имеются на­боры карт к каждому из шести ящиков «комода» соответственно: сверху вниз — 1-я, 2-я и 3-я серии. Рядом стоит маленький ящик с тремя отделениями, в котором находится набор карт для де­монстрационной рамы. 2. Традиционно рекомендуется сначала поработать с «геометрическим комодом», а потом уже с геомет­рическими телами, так как в реальной жизни, по замечанию Монтессори, мы зачастую видим не весь предмет целиком, а лишь некоторые его стороны, грани, напоминающие геометрические фигуры: прямоугольную стену дома, экран телевизора, окно, дверь, треугольный фронтон здания и т.д. Меняя место наблюде­ния, мы можем увидеть и другие его грани и восстановить в со­знании пространственную форму предмета. 3. «Комод» никогда не переносят целиком, а только его отдельные ящики. 4. С материа­лом можно работать как на столе, так и на коврике.

Первая презентация. Работа с демонстрационной рамой:

1. Знакомство с геометрическими формами начинаются с демонстра­ционной рамы, т. е. с трех основных геометрических форм — квадрата, круга, треугольника.

Учитель: «Давай займемся вот с этим материалом. Тебе он нравится? Тогда возьми эту раму и отнеси ее на стол. Раму носят вот так». Учитель берет раму с правой и левой стороны обеими руками, приподнимает ее, держит 1—2 с на весу и осторожно опускает обратно. Ребенок относит раму на стол.

Учитель: «Я покажу тебе, как работают с этим материалом!» Тремя пальцами левой руки — большим, указательным и средним — он берет­ся за кнопку квадрата, медленно вынимает его, не переворачивая, обво­дит квадрат указательным и средним пальцами правой руки в направле­нии по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла, не отрывая руки от края фигуры.

Учитель кладет квадрат на свободное желтое поле, находящееся под ним в нижнем ряду рамы, и двумя пальцами правой руки — указатель­ным и средним — обводит образовавшееся отверстие по часовой стрел­ке, начиная с левого нижнего угла. Так происходит знакомство с квадра­том на сенсорном уровне.

Учитель берет за кнопку круг большим, указательным и средним пальцами левой руки, медленно вынимает его, обводит указательным и средним пальцами правой руки по часовой стрелке, кладет его на сво­бодное желтое поле в верхнем ряду рамы и обводит по часовой стрелке образовавшееся отверстие указательным и средним пальцами правой руки. Пальцы ощущают отсутствие углов. Сенсорное впечатление резко кон­трастирует с впечатлением от предыдущей фигуры.

Аналогичные действия учитель проделывает с треугольником. Здесь снова сенсорное впечатление контрастирует с впечатлением от преды­дущей фигуры — круга — так как пальцы ощущают углы.

Тремя пальцами правой руки — большим, указательным и сред­ним — учитель берет поочередно квадрат, круг и треугольник за кнопку и вставляет их в соответствующие отверстия.

Примечание: в описанных выше действиях заключается очень важный элемент для опосредованной подготовки руки к письму: тренировка паль­цев, которыми мы обычно держим авторучку, и работа слева направо. Именно поэтому так важно держать вкладыши только за кнопку. Можно также сразу после обведения отверстия вставить вкладыш на свое место. Тем самым цикл работы с одним вкладышем будет завершен. Неудоб­ство такой работы заключается в том, что можно случайно забыть, с какими вкладышами работа завершена и какой вкладыш следующий.

7. Учитель предлагает ребенку повторить показанные действия. По окончании работы учитель может спросить, как называются эти фигу- ры, и, если ребенок не знает, назвать их.

Примечание: при первой презентации достаточно только назвать фигу­ры, не заучивая их названия наизусть, так как здесь мы следуем все тому же методическому принципу: сначала создается сенсорная база, а лишь затем вводится понятие. Позже названия фигур вводятся при помощи трех­ступенчатого урока. При этом можно вынуть фигуры из рамы, перемешать их и давать самые разные задания на второй ступени урока, например:

Читайте также:  Инструкция настойки женьшеня при низком давлении

вставить в отверстие квадрат (круг, треугольник);

обвести рукой квадрат (круг, треугольник);

обвести края отверстия в форме квадрата (круга, треугольника);

положить квадрат (круг, треугольник) учителю на ладонь (себе на колени, на свободное желтое поле, себе на голову и т.п.); показать квадрат (круг, треугольник).

Ребенок должен иметь возможность как можно больше манипулиро­вать с фигурами. Здесь мы снова реализуем очень важный методический принцип: обучение через действие; от действия рукой — к пониманию.

8. Раму относят на место.

Вторая презентация. Работа с ящиками: начать можно с 1-го, 2-го или 3-го ящика комода, так как в каждом из них находится одна из уже знакомых ребенку фигур, а именно квадрат, круг или тре­угольник. Работа с остальными ящиками проводится позднее.

Учитель: «Хочешь посмотреть, что там внутри?» Он берется 3 паль­цами правой руки — большим, указательным и средним — за ручку верх­него ящика и медленно выдвигает его примерно наполовину. Учитель говорит: «Давай позанимаемся с этим ящиком. Ты можешь взять его и отнести на стол. Ящик носят вот так». Учитель берет ящик руками с обеих сторон, осторожно выдвигает его, поднимает и 2 — 3 с держит на весу, затем снова вставляет на место и задвигает до конца. Он говорит ребен­ку: «Теперь попробуй ты!» Ребенок выдвигает ящик и относит его на стол.

Учитель садится справа от ребенка; ящик с фигурами находится перед ребенком. Учитель показывает процесс работы. Работа происходит в направлении слева направо. Тремя пальцами левой руки — большим, указательным и средним — учитель берется за кнопку квадрата, находя­щегося в верхнем ряду слева, медленно вынимает его; 2 пальцами пра­вой руки — указательным и средним — обводит его по периметру в на­правлении по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла, и кладет затем справа от ящика.

Указательным и средним пальцами правой руки учитель обводит от­верстие квадратной формы, начиная с левого нижнего угла и двигаясь в направлении по часовой стрелке. Таким образом сенсорное впечатление усиливается.

3. Точно так же учитель поступает со всеми остальными фигурами — прямоугольниками, находящимися в ящике. Он берет по очереди пря- моугольники сначала из верхнего ряда, а затем из нижнего, двигаясь слева направо. Прямоугольники, которые учитель уже обвел рукой, кла- дут друг под другом. Так образуется вертикальный ряд, сверху которого лежит квадрат, а внизу — самый узкий прямоугольник.

Примечание: ящик и фигуры имеют довольно крупные размеры, и вертикальный ряд из квадрата и прямоугольников может не поместиться на столе. Поэтому можно класть прямоугольники друг рядом с другом таким образом, чтобы образовался горизонтальный ряд. Неудобство это­го способа состоит в том, что если фигуры лежат над ящиком, то до них ребенку может быть трудно дотянуться, а если под ящиком, то ящик находится слишком далеко и обводить отверстия верхнего ряда нелегко.

Еще один из возможных вариантов раскладки вынутых фигур — вок­руг ящика по его периметру. При этом с ними удобно работать, но зако­номерность убывания размера (ширины прямоугольников) видна не так хорошо, как в случае, если они расположены в ряд.

Фигуры-вкладыши перемешивают. Учитель берет тремя пальцами правой руки любую фигуру, внимательно осматривает ее, затем осмат­ривает отверстия и вставляет эту фигуру в соответствующее отверстие.

Учитель предлагает ребенку повторить его действия. По окончании работы ящик относят на прежнее место.

Третья презентация. Работа с наборами карт:

1. Учитель говорит ребенку: «Ты уже занимался с этим ящиком? По- мнишь, как с ним работают? Молодец! А сейчас я покажу тебе что-то новое. Ты можешь отнести этот ящик на коврик, а я возьму карты».

Примечание: с ящиком и картами лучше работать на полу, так как для этого требуется много места.

2. Ящик ставят на ковер. Учитель раскладывает карты из первой се- рии, на которых фигуры полностью закрашены синим цветом, впере- мешку вокруг ящика или же в ряд (горизонтальный или вертикальный). Учитель берет тремя пальцами правой руки за кнопку левую фигуру- вкладыш в верхнем ряду, внимательно осматривает карты и кладет фи- гуру-вкладыш на соответствующую фигуру, изображенную на карте. Та- ким же образом он поступает со всеми фигурами-вкладышами. Затем фигуры-вкладыши он по очереди возвращает в соответствующие отвер- стия и предлагает ребенку повторить упражнение самостоятельно.

Примечание: может показаться, что этот способ работы с наборами карт принципиально не отличается от работы с ящиком, однако это не так. При работе с картами ребенку требуется, во-первых, определен­ный уровень развития координации движений, чтобы очень точно поло­жить фигуру-вкладыш на фигуру, изображенную на карте. Второй осо­бенностью, усложняющей работу с картами, являются затруднения с контролем ошибок: если фигура-вкладыш не соответствует отверстию, она в него не помещается либо «болтается» в нем; если же фигура-вкла­дыш по размеру немного больше фигуры, изображенной на карте, то она закрывает изображение, что заметить труднее, чем в случае с отвер­стием.

3. Материал убирают на место.

Примечание: иногда рекомендуется проводить описанную презента­цию каждой из трех серий карт, соответствующих какому-либо ящику, по отдельности в разное время. Но опыт показывает, что интерес ребен­ка сохраняется довольно долго, поэтому иногда бывает полезно провес­ти презентацию двух или всех трех серий карт одну за другой. Карты из каждой серии удобно раскладывать в вертикальные или горизонтальные ряды, расположенные друг под другом рядом с ящиком.

Особый интерес: различные геометрические фигуры-вкла­дыши и фигуры, изображенные на карте.

Контроль ошибок: при работе с ящиками — механиче­ский (отверстия, соответствующие фигурам-вкладышам); при ра­боте с картами — визуальный (соотнесение формы и размера фигуры-вкладыша и изображения на карте).

Упражнения: 1. Повторение работы, показанной на пре­зентации, поочередно с тем же, а затем с каждым из оставшихся ящиков. При этом ребенок может работать самостоятельно.

Игра на расстоянии. Ящик лежит на одном столе, фигуры-вкладыши — вперемешку на другом столе или на ковре. Учитель показывает любое отверстие в ящике и просит ребенка принести соответствующую фигуру-вкладыш. Если она не подходит, ее от­носят обратно и приносят другую.

Одновременная работа с двумя—тремя ящиками. Ребенок или группа детей по просьбе учителя по очереди берут одну из фигур-вкладышей, вперемешку лежащих на ковре, и вставляют ее в со­ответствующее отверстие.

Групповая игра. Процесс работы тот же, что и в упражнении 2, но роль учителя играет ребенок.

Построение сериационного ряда. Ребенок работает, напри­мер, с 2-м ящиком. Учитель выкладывает фигуры-вкладыши впе­ремешку на ковер. Он ищет круг самого большого диаметра, берет его за кнопку и откладывает в сторону справа от себя. Из остав­шихся кругов он снова выбирает самый большой и кладет его рядом с первым кругом справа от него или непосредственно под ним. Так постепенно выстраивается ряд. Учитель снова перемеши­вает круги и предлагает ребенку построить ряд самостоятельно.

Читайте также:  Телефон maxvi x900 инструкция

Построение сериационного ряда, начиная с самого малень­кого круга или с круга промежуточного диаметра.

Строят сериационный ряд. Ребенок внимательно смотрит на него, затем отворачивается. Учитель или другой ребенок убирают одну из фигур и сдвигают оставшиеся, чтобы скрыть просвет. Ре­бенок поворачивается и угадывает, где не хватает фигуры.

Игра на расстоянии. Набор карт разложен на коврике, ящик стоит на другом коврике на некотором отдалении от первого. Учи­тель дает ребенку фигуру-вкладыш и просит принести соответ­ствующую карту. Позже он дает то же самое задание, однако вкла­дыш остается у него и служит для контроля ошибок, когда ребе­нок выполнит задание.

Повторение предыдущего упражнения с несколькими ящи­ками одновременно.

Построение сериационного ряда из фигур, изображенных на картах. В качестве контроля ошибок используют фигуры-вкла­дыши.

Групповая игра. Каждый из играющих получает ящик без фигур-вкладышей. Фигуры-вкладыши лежат вперемешку на не­скольких ковриках, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Дети должны найти фигуры-вкладыши для «своего» ящика и вставить их в соответствующие отверстия. При этом ящики так­же находятся на некотором расстоянии от ковриков. Если дети уже выучили названия фигур, можно попросить их называть эти фигуры.

Примечание, при работе с ящиками их содержимое — деревян­ные рамки для фигур-вкладышей — обычно не вынимают, за ис­ключением случаев, когда ребенок учит названия геометрических фигур. Тогда в демонстрационную раму вставляют три желтых поля с незнакомыми фигурами, а квадрат, круг и треугольник убирают.

12. Связь с реальной жизнью. Найти в окружающей среде зна­комые геометрические формы.

Расширение словарного з а п а с а: названия геометри­ческих фигур.

Источник

Геометрический комод монтессори инструкция

Катерина Сафронова

Катерина Сафронова

Анна Воропаева

Катерина, спасибо Вам за вопрос. Вношу уточнение.
Геометрический комод содержит ящики со слкдующими фигурами:

1) Ящик с треугольниками.
2) Ящик с четырехугольниками.
Показать полностью.
3) Ящик с многоугольниками (от 5 до 10).
4) Градация кругов.
5) Градация прямоугольников.
6) 5 фигур (квадрат с четырьмя полукругами снаружи, овал, эллипс,
треугольник с дугообразными сторонами).

Фигура с заостренным концом и есть овал, хотя встречала в некоторых источниках, что детям его называют как «яйцо». Яйцо, конечно верно (т. к. от фр. ovale и от лат. ovum — яйцо), но предпочитаю называть фигуру овалом, т. к. геометрическое тело, проекцией которого является овал, называется овоид.

Фигура с одинаковым рисунком относительно центральной оси — эллипс. Соответственно геометрическое тело в монтессори-материала (проекцией которого является эллипс) называется эллипсоидом.

Не берусь давать ссылки на источники в интернете, т. к. много информации, которая идет в разрез с подачей материала установленной в рамках монтессори-методики.

Беру информацию из лекций тренеров обученных по стандартам АМИ — единственной организации соблюдающей традиционный подход в монтессори-образовании.

Источник



Материалы для различения формы — Геометрический комод. Мария Монтессори.

Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.
Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник, равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.
Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.
Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.
Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.
Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс, треугольник с дугообразными сторонами.
Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см до 5 см.
Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур. Карты также содержатся в комоде.
1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.
2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.
3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.
Прямая цель: узнать геометрические фигуры.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения: — так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими выдвижными ящиками (новый интересный пункт!); — можно использовать несколько выдвижных ящиков одновременно. Возможна также игра между партнерами; — через некоторое время можно проделать те же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного восприятия; — составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочивания фигур; — все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; — все фигуры из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происходит процесс абстрагирования.
Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на карте должны точно соответствовать друг другу.
Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель организует игру, в которой называются имена фигур.
Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы той же формы.

Источник

Занятия Монтессори «Геометрический комод»

Методика Монтессори представляет вашему вниманию занятия «Геометрический комод».

Данные занятия Монтессори позволяют узнать геометрические фигуры.

Цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Занятие по методике Марии Монтессори «Геометрический комод»

Занятия Монтессори

Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Читайте также:  Регулировка уровня звука Xdss система улучшения динамики звука Установка часов

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник, равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс, треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см до 5 см.

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур. Карты также содержатся в комоде. 1-я серия: поверхность фигур полностью синяя. 2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см. 3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения: — так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими выдвижными ящиками (новый интересный пункт!); — можно использовать несколько выдвижных ящиков одновременно.

Возможна также игра между партнерами; — через некоторое время можно проделать те же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного восприятия; — составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочивания фигур; — все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; — все фигуры из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происходит процесс абстрагирования.

Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на карте должны точно соответствовать друг другу.

Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель организует игру, в которой называются имена фигур.

Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы той же формы.

Источник

Геометрический комод

Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный треугольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник, равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс, треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур. Карты также содержатся в комоде.

1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.

2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.

3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель : узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения: — так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими выдвижными ящиками (новый интересный пункт!); — можно использовать несколько выдвижных ящиков одновременно. Возможна также игра между партнерами; — через некоторое время можно проделать те же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного восприятия; — составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочивания фигур; — все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; — все фигуры из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происходит процесс абстрагирования.

Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на карте должны точно соответствовать друг другу.

Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель организует игру, в которой называются имена фигур.

Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы той же формы.

Источник