Меню

Функции и виды коносамента их особенности и различия

Функции и виды коносамента, их особенности и различия

Готовясь к транспортировке товара, изучите важнейшие термины, которые относятся к сфере грузоперевозок. Это позволит избежать многих проблем, трудностей и недоразумений между контрагентами. К числу важнейших терминов относится понятие коносамент. Его активно используют во внешнеэкономической деятельности. Поэтому знать значение термина нужно обязательно.

Документ, который транспортная компания выдаёт грузовладельцу – это коносамент. Только при физическом наличии этой бумаги в оригинале реализуются права на груз. Это значит, что факсимильные документы, а также нотариально заверенные и прочие копии являются недействительными. Ну а регулируются коносаментные перевозки Гаагскими и Гамбургскими правилами.

Функции

Коносамент используется в морских и речных грузоперевозках. Он подтверждает факт принятия груза для его последующей транспортировки по воде. Раньше подобной бумаги не было в пакете документов, который собирался для перевозки груза автомобильным или железнодорожным транспортом, но сейчас ситуация изменилась.

морской коносамент

Морской коносамент выдается перевозчиком владельцу груза. Подписывается он капитаном корабля или владельцем судоходной компании, которая взяла на себя ответственность, связанную с транспортировкой товара. Ну а оформлением коносамента может заняться сторонний агент. Однако в таком случае в нём прописывается информация о том, на каком основании и от чьего имени действует агент. Кроме того, в документе обязательно указывается дата, которая говорит о том, когда груз был передан перевозчику для его дальнейшей транспортировки.

Что касается функций коносамента, то они довольно широки. Данный документ может выступать:

  • товарно-транспортной накладной;
  • официальным договором перевозки товара морскими или другими путями;
  • товарораспорядительным документом;
  • распиской перевозчика о получении товара для его последующей транспортировки;
  • основанием для выдачи груза в терминале прибытия.

коносамент бланк

Для многих фирм актуален вопрос, в каком количестве экземпляров выдается коносамент. Он всегда оформляется в трёх экземплярах, каждый из которых равноправен и считается оригиналом. Это подтверждается соответствующими штампами.

Для выдачи товара достаточно одного сопроводительного экземпляра, который отличает от двух других своим цветом. После передачи товара грузополучателю, остальные два экземпляра теряют свою силу. Ну а перевозчик в этот момент снимает с себя всю ответственность за состояние транспортируемой продукции.

Если у отправителя груза нет на руках собственного оригинального экземпляра коносамента, то в случае форс-мажорных обстоятельств во время перевозки, он не сможет забрать товар или решить спорные вопросы в свою пользу. Поэтому нужно позаботиться о получении своего бланка коносамента.

образец коносамента

Так как за сохранность груза отвечает судоходная компания, занимающаяся транспортировкой товара, то перед принятием товара перевозчик обязан проверить продукции на наличие физических повреждений и дефектов.

Если во время проверки будут выявлены дефекты или повреждения, то они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра коносамента. В таком случае его называют коносаментом с оговорками.

Если никаких претензий к товару нет, документ остаётся чистым.

Правила заполнения

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо соблюдать правила заполнения коносамента. Если он будет заполнен с ошибками или неточностями, это серьёзно усложнит процесс таможенного оформления и отгрузки товара.

образец коносамента

Для заполнения коносамента отправитель товара обязан предоставить такие данные:

  • Юридическое название транспортной компании, которая была утверждена на роль перевозчика груза;
  • Название транспортного судна, если груз был принят не судоходной компанией, а определённым кораблём;
  • Юридическое название компании поставщика;
  • Наименование терминала, в котором происходило оформление груза с последующей его передачей на погрузку;
  • Наименования терминала прибытия;
  • Имя лица, которое будет принимать груз в пункте назначения;
  • Полное наименование поставляемой продукции;
  • Техническая информация о товаре (размер, вес, количество);
  • Оплаченный фрахт;
  • Счета, подтверждающие оплату услуг перевозчика;
  • Количество оригинальных экземпляров подписанных документов;
  • Подпись капитана корабля или владельца судна. В некоторых случаях допускается подпись доверенного лица транспортной компании.

Чтобы избежать трудностей, можно использовать образец коносамента, с помощью которого даже новичок сумеет оформить бланк. Ну а оформляется он как стандартный документ или фирменный бланк утверждённой транспортно-экспедиторской компании.

Виды коносаментов

Существуют разные виды коносаментов, каждый из которых обладает определёнными функциями и особенностями.

To-order bill of lading

Это ордерный коносамент, на котором ставятся пометки: «приказу грузополучателя» или «приказу грузоотправителя». То есть, если на нём нет пометки «приказу получателя», то документу априори присваивается статус «приказу отправителя». Эти пометки означают, что товар может быть передан третьему лицу согласно передаточной надписи, проставленной в документе.

Если бланк содержит несколько таких надписей, то продукция передаётся согласно последней из них.

Bearer bill of lading

Является документом на предъявителя. Согласно данной бумаге, поставляемый товар отдаётся держателю бланка с помощью простого вручения.

Straight bill of lading

Это именной документ, который оформляется на определённого грузополучателя. В нём подробно расписывается адрес пункта назначения и названия терминала прибытия.

Если появится необходимость передачи именного договора другому лицу, то сделать это можно с помощью передаточных надписей, которые оформляются согласно правилам долговых обязательств. Так что груз может получить как держатель документа, так и лицо, указанное в передаточной надписи.

Домашний коносамент

Получают для того, чтобы снизить риски отправителя груза и оградить его от возможных проблем. Кроме того, коносамент домашний оформляется и в таких случаях:

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.
Читайте также:  Нутрижен Прополис сироп 200мл фл диет доб

коносамент виды

S. S. Co’s bill of lading

Это рейсовый документ, который необходим для прямой транспортировки груза. Он содержит действующие условия контракта, которые в нём и прописываются. Такой коносамент также выполняет и функции расписки, подтверждая факт принятия груза на борт.

On board B/L

Данный бортовой документ выдаётся только после полной погрузки товара на судно. Его получают взамен берегового документа.

Custody B/L

Этот коносамент представляет собой береговой документ, который выполняет функции расписки перевозчика о приёме на суше товара от отправителя. Например, если поставщик передаёт груз на склад транспортной компании, то оформляется данный тип документа. Когда товар, для транспортировки которого был оформлен документ, перемещают на борт судна для дальнейшей транспортировки заказчику, в нём отмечается факт погрузки. В нём указывается дата проведения погрузочных работ и прочая информация.

Charter B/L

Фрахтовый морской коносамент, в котором прописываются условия чартера. Его особенностью является то, что это не юридический договор. Он выступает некой распиской перевозчика о приёме товара для его последующей поставки заказчику.

Through bill of lading

Так называемый сквозной коносамент. Он оформляется в том случае, если груз транспортируется не только морскими путями, но и другими видами транспорта. Речь идёт о тех случаях, когда перевозка морем или внутренними водами является промежуточным звеном транспортной цепи.

Поставщик, оформляя такой коносамент, подписывает его только с транспортно-экспедиторской компанией, которой была доверена перевозка груза. После чего перевозчик берёт на себя все обязательства, связанные с перегрузкой товара и его последующей транспортировкой.

При таком способе транспортировки, когда задействует несколько транспортных средств, поставка считается выполненной только после передачи груза последним перевозчиком грузополучателю. Ну а так как такой тип коносамента является сложным, его принято дополнительно страховать.

коносамент виды

Clean Bill of Lading

Представляет собой чистый документ. Это значит, что в нём нет дополнительных пометок о состоянии перевозимого товара. Выдаётся в том случае, если полученный перевозчиком товар не имеет повреждений и изъянов. То есть, он должен полностью отвечать регламентированному внешнему виду.

Если же груз повреждён или имеет внешние дефекты, то в этом случае оформляется другой коносамент.

Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)

Так называемый «грязный» документ, в котором прописана дополнительная информация о ненадлежащем состоянии упаковки или дефектах груза. Если во время перевозки груз получит еще какие-либо повреждения, которые станут следствием изначальных дефектов товара или упаковки, транспортная компания имеет возможность доказать данный факт. Это значит, что перевозчик снимет с себя ответственность.

Bills in a set

Он идёт со всеми накладными в комплекте и позволяет передавать груз по любому из оригинальных экземпляров.

При оформлении такого коносамента, на каждом из трёх оригинальных экземпляров проставляется серия. Делается это для того, чтобы груз не был выдан по другим документам.

Negotiable bill

Оборотный документ, в котором ставится пометка «по приказу отправителя/получателя», которая позволяет передавать груз третьим лицам, согласно передаточным надписям.

Видео

В данном видео наш эксперт подробно расскажет о том, что такое коносамент, и чем от отличается от других транспортных документов.

Источник

Морской коносамент (Bill of Lading)

Морской коносамент (Bill of Lading) — является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки, содержит в себе все основные условия данного договора. Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве. Морской коносамент (Bill of Lading) – это документ, дающий право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ!). Это, выражается в том, что, коносамент, с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

  1. Общее деление:
    • Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента, в обязательном порядке, проставляется запись «Приказу имярек». (К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты).
    • Не оборотный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент в котором грузополучатель точно определен, и получает груз сам.
  2. В зависимости, от того, кто именно, будет получателем груза, коносамент бывает:
    • Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
    • Ордерный — (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель, может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»), какому именно, третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте, делается передаточная надпись (индоссамент).
    • Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения, передается предъявителю коносамента.
  3. В зависимости от типа перевозки:
    • Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading). Оформляется, при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах. (Линейные морские перевозки).
    • Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (Трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик). Где, фрахтовщик предоставляет фрахтователю, за определенную плату, часть судна, все судно или несколько судов сразу, для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
  4. В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
    • «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза, соответствует указанному в коносаменте.
    • «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками, оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза, и других замечаниях к качеству груза.
  5. В зависимости от общей схемы перевозки:
    • Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
    • Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
  6. В зависимости от того когда груз принят перевозчиком:
    • Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется, при уже погруженном на судно грузе.
    • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.
Читайте также:  Руководства по эксплуатации обслуживанию и ремонту скутеров Honling

Источник



Инструкция по заполнению коносамента

Правильно ли заполнен ваш коносамент?

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком груза грузовладельцу и который удостоверяет право собственности последнего на отгруженный товар. Корректное заполнение этого документа очень важно. Если при заполнении коносамента были допущены ошибки, процесс оформления вашего груза может затянуться. Поэтому, чтобы вы смогли вовремя получить ваш товар, заранее проверяйте корректность указанных данных в следующих полях:

Внешний вид коносамента

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Обратите внимание, что все поля заполняются только на английском языке!

Отправитель (SHIPPER)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-отправителя вашего груза в соответствии с договором.

Получатель (CONSIGNEE)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-получателя груза, если груз был отправлен на юридическое лицо, или фамилия, имя, отчество и адрес получателя груза, если груз был отправлен на физическое лицо.

Уведомить (NOTIFY PARTY)

В данном поле указывается либо грузополучатель либо экспедитор (полное название компании с указанием адреса электронной почты, контактного лица и телефонного номера), которого компания-отправитель будет уведомлять о ходе перевозки. Обычно заполняется так же, как и поле «Consignee»: same as consignee.

Описание груза (DESCRIPTION OF GOODS)

В данном поле указывается наименование груза, его масса и число мест. При необходимости могут быть указаны особые свойства перевозимого груза.

Возникли вопросы по заполнению коносамента?

Если у вас есть дополнительные вопросы по заполнению коносамента, обратитесь к нашим специалистам, а также звоните нам по телефону +7 (902) 050-40-50 (во Владивостоке) или +7 (915) 052-86-14 (в Москве)

Напоминаем, что компания «Альтерна» , как надежный таможенный представитель, всегда готова предложить клиентам выгодные решения в вопросах таможенного оформления, экспорта и импорта грузов. Мы занимаемся доставкой и растаможкой самых разных товаров (включая автозапчасти и оборудование) из Китая, Южной Кореи, Японии, США и других стран мира.

Источник

Fiata коносамент: основной документ при мультимодальных перевозках

Международные перемещения коммерческих грузов с использованием нескольких видов транспорта регулируются специальным документом. В чем его особенности и какие документы не являются коносаментами Fiata, расскажут специалисты брокерской компании «Калипсо».

Что обозначает понятие

Для унификации документооборота в 1968 году был разработан мультимодальный коносамент Fiata. Его регламент распространяется на грузы, перевозимые морским и другими видами транспорта в рамках одной итерации.

Успешность использования документа в мировой практике привела к тому, что в начале восьмидесятых годов Международная торговая палата одобрила данный вид коносамента в качестве аккредитива.

Важно знать! Среди группы выделяют четыре основных типа: FBL, FCR, FCT, FWR. Наиболее часто используемым является FBL, он предполагает самые большие обязательства.

Коносамент Fiata обладает всеми характеристиками ценной бумаги, признается мировым банковским сообществом, по своей важности аналогичен морскому коносаменту.

Основные условия мультимодального коносамента

FBL является основной транспортной бумагой, которая подтверждает факт получения груза перевозчиком. Выдача данного документа демонстрирует следующие факты принятия ответственности за товар:

эксклюзивное право распоряжаться им;

подтверждение, что товар принят в надлежащем качестве;

подтверждение комплектности товара;

согласование транспортной страховки;

утвержденное количество оригиналов документа.

Коносамент – это гарантия того, что товар был передан перевозчику и, по контракту транспортировки, будет доставлен грузополучателю или владельцу документов.

Что не является коносаментом Фиата

Сопровождающая документация в международных перевозках достаточно разнообразна. Каждый документ имеет свое функциональное предназначение и круг обязательств. Разобраться и правильно оформить
их может только профессионал. Компания «Калипсо» предлагает услуги таможенного брокера, который владеет актуальными юридическими знаниями, знаком с последними нововведениями
законодательной базы.

Важно знать, что не является консоментом Фиата, чтобы не путать бумаги при оформлении груза.

Экспедиторская накладная в смешанном сообщении (FWB) служит подтверждением принятия груза и заключения договора перевозки. Она не является ценной бумагой, к ней неприменим индоссамент.

Читайте также:  Фертика Листовое 4 13 36 МЭ 25кг

Поручение на экспедирование FFI является регламентом, который унифицирует поручения клиента экспедитору.

Декларация на перевозку опасного груза, выданная грузоотправителем (SDT). Заполняется клиентом, однако не накладывает ответственности на экспедитора.

Как составляется консомент Фиата

При комбинированных перевозках коносамент FBL является стандартом документации, гарантией сохранности груза. Коносамент выдается транспортной компанией или экспедитором грузоотправителю. Оригинал и
копия печатаются на одинаковых бланках, однако на оригинале должна быть сделана соответствующая пометка. В договоре указывается количество экземпляров.

Важно знать! При печати сигнатуры Original важно, чтобы она не перекрывала название фирмы или другую информацию.

Владельцем коносамента является грузополучатель, также бумага может выступать в качестве денежной гарантии при обращении в банк.

При заполнении коносамента указываются следующие характеристики:

порт отправления и получения;

информация об отправителе;

Кому нужен FBL

Коносамент Fiata – это регламентированный бланк, заполнение которого четко определено инструкциями. Правильное оформление – гарантия сохранности груза и обеспечение обязательств
компании-перевозчика. В релевантности документа заинтересован, прежде всего, собственник товара, поскольку в случае утери, повреждения или снижения потребительской стоимости груза именно
коносамент дает основания на финансовое возмещение.

Порядок использования

Поскольку FBL коносамент используется в мультимодальных транспортных перевозках, экспедитор принимает на себя ответственность за товар на всех этапах пути. Оформление
документа проводятся в момент приема груза перевозчиком. В ходе процедуры экспедитор должен убедиться в комплектности и качестве товара, его надлежащей
упаковке, проверить наличие всего необходимого пакета документов. Также ревизии подлежит соответствие информации, указанной в бумагах, реальным фактам, чтобы не
возникло проблем при таможенном оформлении груза.

На основании этих данных заполняется форма FBL, в которой не только указаны все сведения о товаре, но и оговорена ответственность за страховое покрытие.

Фиата коносамент оформляется печатным методом, в него запрещено вносить рукописный текст и корректировки. Регламент заполнения документа не предусматривает возможности внесение изменений и дополнений. Готовый документ выдается экспедитором собственнику товара как гарантия доставки груза получателю.

Что обязательно нужно знать?

Правила использования FBL строго регламентированы. Данными стандартами могут располагать только действительные члены Fiata, которые имеют соответствующие сертификаты соответствия экспедиторских услуг (ISO 9000).

Согласно соглашению между АМЭУ и Fiata, документированному 1996 годом, члены АМЭУ не имеют права передачи бланков коносамента представительствам в других государствах или своим филиалам.

Советы и рекомендации специалиста

Как легко заметить, правильное заполнение коносамента Fiata – это гарантия сохранности груза при мультимодальных перевозках. Если вы хотите быть уверенным
в гарантиях экспедитора, обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Юристы компании «Калипсо» помогут верно оформить всю документацию, проконсультируют в сложных
вопросах. С нами вы можете быть уверены в сохранности вашего груза.

Выводы

Коносамент Fiata – общепринятая мировая практика гарантий при мультимодальных перевозках. Соблюдение регламента обеспечивает беспроблемное перемещение товара по миру и получение компенсации в случае его порчи или утери.

Источник

Заполнение коносамента часть 1

Заполнение коносамента — материал, которым мы начинаем серию из четырёх статей, посвящённых особенностям его оформления. В ней мы начнём Вас знакомить с основными полями коносамента (Bill of Landing, B/L). Этот документ является одним из самых важных транспортных документов. Обращаем Ваше внимание на то, что данная информация является общей и не относится к какой-то конкретной морской линии. Каждый перевозчик может иметь свои собственные поля и инструкции по их заполнению. Итак начнём с основных полей, включаемых при оформлении коносамента.

Shipper (отправитель, 1)

Наименование и адрес компании, которая выступает отправителем груза. Эта компания может являться владельцем или производителем груза, но не обязательно, так как отправителем может выступать продавец или экспедитор, в зависимости от вида коносамента. Также отправитель не обязательно должен быть экспортером груза.

Consignee (грузополучатель, 2)

Данное поле содержит наименование и адрес физического лица или компании, которые имеют официальное право на получение груза. Когда происходит заполнение коносамента указанная информация заносится в это поле. Эта сторона может быть владельцем или итоговым получателем товара, но не всегда таковой является. В данном поле может быть указан банк, посредник или экспедитор.

Статус “Consignee” в коносаменте сопровождается риском и финансовой ответственностью за возможные проблемы с грузом. Среди таких проблемы могут быть следующие:

  • задержка выпуска груза таможенными органами;
  • отказ в выпуске груза таможенными органами;
  • штрафы и сборы за простой контейнера в порту или его использование после вывоза и т.д.

Notify (уведомляемая сторона, 3)

В это поле заносятся контактные данные лица, которое должно быть оповещено о прибытии груза. Здесь может быть указан итоговый получатель, таможенный представитель или экспедитор.

B/L No. (номер коносамента, 4)

Данная графа предназначена для внесения уникального номера коносамента. По этому номеру в дальнейшем отслеживаются грузы в системе перевозчика.

Carriers Agents (агенты перевозчика)

В данном поле морская линия указывает контактные данные своего представителя в порту выгрузки. Эти данные необходимы для того, чтобы представитель клиента или экспедитор в месте назначения могли связаться с линией и актуализировать информацию о перевозке или получить релиз.

На этом заполнение коносамента не заканчивается, читайте следующие материалы серии для того, чтобы разобраться в этом документе.

Источник