Меню

2021 год Структура и особенности ЕГЭ по биологии

2021 год. Структура и особенности ЕГЭ по биологии

Людмила Микушева

Людмила Микушева

По статистике ЕГЭ по биологии пишут хуже других экзаменов. В 2020 году средний балл выпускников снизился на 0,2 — до 51,5 балла. Но вы собираетесь сдавать биологию, не опускайте руки — подготовиться к экзамену вполне реально. Экзамен покажется не таким сложным, если знать его структуру и формат, а также ответственно подойти к подготовке. В этой статье мы поговорим о структуре ЕГЭ по биологии 2021, типах заданий, нюансах и особенностях.

ЕГЭ по биологии 2021

Изменения ЕГЭ по биологии 2021

К счастью, в ЕГЭ по биологии 2021 почти нет изменений, но экзамен немного подкорректировали. Во-первых, время выполнения ЕГЭ увеличили с 210 до 235 минут. За 3 часа 55 минут вы точно успеете прорешать, проверить и оформить все задания.

Еще в 28 задании (задача по генетике) добавили новый тип задач — на сцепленное с полом наследование с кроссинговером. Совет: особо отметьте эти задачи, когда будете изучать блок «Организм как биологическая система». Мы еще поговорим о нем.

Хотите сдать ЕГЭ на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

Структура ЕГЭ по биологии 2021

В экзамен по биологии входят 28 заданий, из них 21 задание с кратким ответом и семь с развёрнутым ответом. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности и формату. Всего за экзамен вы можете получить 58 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100 вторичных. Причём за первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов (66 вторичных), а за вторую 20 первичных (34 вторичных).

Первая часть

Первая часть включает в себя 21 задание. Ответ на них нужно дать в виде слова (нескольких слов), числа или последовательности цифр. Вот с какими форматами вы столкнетесь:

  • Шесть заданий — на выбор нескольких ответов из списка
  • Еще в шести нужно установить соответствие между элементами
  • Три задания — на установление последовательности
  • В двух заданиях вам предложат прорешать задачи по цитологии и генетике и записать получившийся ответ
  • Оставшиеся четыре задания — анализ графиков, таблиц и схем

Вторая часть

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2021 — это задания с развёрнутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности.

  • 22 задание (первое задание второй части) обсуждаются практические ситуации и их решение
  • 23 — нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы
  • 24 — текст, где нужно исправить биологические ошибки в некоторых предложениях
  • 25 и 26 — развёрнутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы»
  • 27 и 28 — прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике.

Как видите, обе части экзамена важны. Готовиться к ним нужно вдумчиво и последовательно.

структура ЕГЭ по биологии 2021

Что нужно знать для ЕГЭ по биологии 2021?

Экзамен по биологии состоит из семи тематических блоков блоков. За каждый из которых можно получить баллы, если изучить теорию и научиться применять ее на практике. Более подробную информацию о содержании экзамена можно найти в спецификации и кодификаторе.

Биология как наука. Методы научного познания

Блок о достижениях биологии, науках и методах исследования, которые они используют, об основных признаках живого и уровнях организации живой природы.

Клетка как биологическая система

Информация обо всем, что происходит на клеточном уровне жизни. Советую активнее поработать над такими темами: «Химический состав клеток», «Строение клеток», «Деление клеток» и «Обмен веществ». Этот блок приносит много баллов на экзамене и является ключевым для понимания биологии, поэтому подготовку лучше начинать с него.

Организм как биологическая система

Этот блок проверяет знания о наследственности и изменчивости. Помимо теории, в нем проверяются практические навыки. Важно не только правильно решить задачу задачу по генетике, но и корректно это оформить.

Система и многообразие органического мира

В нем проверяются знания о жизнедеятельности, многообразии, особенностях строения организмов разных царств живой природы. Для эффективной работы с этим блоком необходимо разобрать теорию из ботаники, зоологии, микробиологии и систематики.

Организм человека и его здоровье

Задания об анатомии, физиологии и гигиене человека. В экзамене целых 5 заданий, поэтому за него можно получить много баллов. А еще знания о строении человеческого тела пригождаются нам каждый день.

Эволюция живой природы

Этот блок проверяет знания об эволюционном учении. Помимо взаимосвязи движущих сил и результатов эволюции, необходимо иметь представление об антропогенезе и разбираться в геохронологической шкале.

Экосистемы и присущие им закономерности

Задания, которые проверяют знания о взаимосвязях организмов в экосистемах, о круговоротах веществ, об экологических закономерностях в целом.

ЕГЭ по биологии 2021

Теперь вы знаете, на какие темы необходимо внимание, готовясь к экзамену. Он уже не кажется таким сложным и непонятным, правда? Разбирайтесь с теорией, отрабатывайте ее на практических заданиях и получайте заветные баллы!

ЕГЭ — это не лотерея и не рулетка. Выигрывает тот, кто правильно готовится. Актуальные учебники, логичная программа, стабильное расписание и отличный преподаватель — вот составляющие вашего успеха на экзамене. В учебном центре MAXIMUM вы сможете выбрать удобный для вас формат подготовки — в группе или индивидуально, онлайн или в классе.

Вы будете заниматься у тех, кто сам сдал ЕГЭ на высокий балл, получите полную информационную поддержку от экспертов по поводу экзамена, апелляций, поступления и даже работы со стрессом. Переходите по ссылке и найдите оптимальный курс для ваших целей!

Источник

ЕГЭ по биологии – 2021: к чему и как готовиться?

Вместе с профессионалом — Ириной Петровной Чередниченко, кандидатом педагогических наук, методистом-экспертом Центра методической поддержки педагогов ГК «Просвещение» — разберемся, почему некоторые задания оказались сложными даже для учителей, что учесть при подготовке к ЕГЭ по биологии и какие пособия выбрать.

Фото автора cottonbro: Pexels

Что изменится?

Первый вопрос, который стоит задать, существуют ли какие-то изменения в ЕГЭ-2021 и что нужно предусмотреть заранее? Для того чтобы на него ответить, обратимся к документам, опубликованным ФГБНУ «ФИПИ»:

Существенных изменений ни в содержании, ни в структуре КИМ в этом году нет. Содержание представлено по-прежнему семью блоками. Распределение заданий в этих блоках также не изменилось. Все содержательные блоки паритетны по своей значимости. Единственное изменение — увеличение времени работы на экзамене на 25 минут.

Но несмотря на то, что формально изменений спецификация не показывает, фактически увеличен объем содержания и сложность заданий — это касается заданий и первой, и, в особенности, второй части.

К чему готовиться?

Во-первых, к освоению полного объема знаний. Ученикам важно уметь их применить в новой ситуации.

«Готовиться, прежде всего, нужно к тому, чтобы дети освоили полный объем знаний по всем разделам биологии. В большом темном помещении у нас всегда с собой должен быть фонарик, чтобы рассмотреть самые дальние уголки и мельчайшие детали — все должно быть в поле зрения ученика».

Во-вторых, — к освоению умения интегрировать знания, использовать межпредметные связи.

В третьих, важно освоить умение многоаспектного рассмотрения объектов и процессов (структурно-функциональный, эволюционный, экологический).

В-четвертых, необходимо понимать алгоритмы выполнения заданий разного вида.

В-пятых, нужно изучить требования к оцениванию разных заданий.

Задания линии 25 (ботаника, зоология, человек и его здоровье)

Пример 1 и комментарии

Содержание задания, представленного ниже, касается циклов развития растений, которые изучаются в основной школе — в разных УМК в разные годы обучения. Но в основной школе минимизирована терминология этой темы и сращивание ботанического содержания с элементами общей биологии проходит на старшей ступени обучения и практически за рамками урока.

Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните ее.

Элементы ответа:

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия.

image3.png

В чем сложность задания? Ребенку недостаточно описать строение пыльцы и недостаточно ответить, что пыльца участвует в опылении. Здесь нужно использовать структурно-функциональный подход и выстроить причинно-следственную связь между всеми компонентами мужского гаметофита и их долей участия в процессе размножения.

Сама формулировка вопроса в этом задании, конечно, не очень точна. Ребенку было бы легче ответить на этот вопрос, если бы второй вопрос звучал примерно так: «укажите роль всех компонентов мужского гаметофита в процессе размножения растений».

Надо сказать, что задание оценивается очень жестко. Для максимального количества баллов — 3-х — недостаточно одного, двух или даже трех правильных ответов. Максимальный балл можно получить только за четыре—пять правильных ответов.

Читайте также:  Недостатки модели отзывы потребителей

В новых эталонах, по которым работают эксперты, в скобках приводятся допустимые варианты одного ответа. В частности, пыльцевое зерно можно назвать пылинкой (но не пыльцой). Как подготовить к этому детей? Они, конечно, обязательно должны освоить биологические синонимы.

Пример 2 и комментарии

Следующее задание линии 25 — из раздела «Человек и его здоровье». Объем задания расширяется за счет двух тем — «Обмен веществ» и «Система органов человека». Но помимо внутрипредметной интеграции присутствует и межпредметная связь с химией, потому что тут необходимо помнить о биохимических процессах, которые протекают в мышцах.

Нельзя сказать, что это задание лежит за рамками программы, но совершенно точно оно дает некий эффект новизны и погружает ребенка в ситуацию, где нужно объединить полученные в школе знания.

Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1 — 5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.

Элементы ответа:

1) Промежуточный мозг (гипоталамус) с помощью нейронов-рецепторов определяет концентрацию глюкозы в крови;
2) Промежуточный мозг (гипоталамус и гипофиз) осуществляет нейрогуморальную регуляцию уровня глюкозы в крови;
3) Надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает распад гликогена до глюкозы;
4) Двуглавая мышца плеча во время работы потребляет глюкозу, понижая ее концентрацию в крови;
5) Двуглавая мышца плеча синтезирует гликоген из глюкозы, понижая концентрацию глюкозы в крови.

Задание тоже оценивается жестко — максимально за четыре-пять элементов ответа — 3 балла, за один-три правильных ответа — 2 балла.

Обратите внимание, что в последние годы в очень многих критериях появляется замечание: За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл. ЕГЭ, к сожалению, не прощает оплошностей, и к этому тоже очень важно подготовить детей.

Биология. 10 класс. Углубленный уровень

Задания линии 26

Пример 1 и комментарии

Анализ хода, сопоставление фактов или результатов эксперимента, выдвижение гипотез, приведение доказательств — это та ситуация, в которую погружает ребят задание линии 26. Такой подход, несомненно, усложняет задание.

Это, традиционно, блок по эволюции и экологии. Содержание его расширяется за счет элементов зоологических знаний и наблюдения за видами. Здесь нужно хорошо знать понятие конкурентного исключения, которое синонимируется с понятием экологической ниши. Подразумевается совокупность ресурсов в биоценозе, которыми пользуется определенный вид. А мы знаем, что, как правило, несколько видов не могут существовать на уровне одной экологической ниши.

Отечественный ученый Г.Ф. Гаузе провел ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты? Поясните эти закономерности.

Элементы ответа:

1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование);
2) два вида не могут занимать одну экологическую нишу;
3) так как используют один и тот же жизненно важный ресурс (пищевой);
4) близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе;
5) если близкие виды используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу)

За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл.

Ответ, который не относится к заданию, снова будет жестко рассматриваться экспертами.

Пример 2 и комментарии

Расширение объема содержания задания происходит за счет дополнительной (справочной) информации, которую необходимо проанализировать. И здесь мы снова видим внутрипредметную интеграцию и элементы общей биологии.

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счѐт каких особенностей размножения и поведения им удаѐтся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.

Элементы ответа:

1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш);
2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы; 3) Длительная беременность;
4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды);
5) Забота о потомстве;
6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.

Система оценивания задания сложная: за пять-шесть правильных ответов — 3 балла, за четыре правильных ответа — 2 балла, за три — 1 балл.

Задание линии 27

Пример и комментарии

Введение принципа антипараллельности при матричном синтезе, поиск отдельных кодонов, триплетов ДНК, обратная транскрипция — все эти элементы усложнили задания линии 27 в последние годы.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’-ЦГАТАТЦГАТТТАГА-3’ 3’-ГЦТАТАГЦТАААТЦТ-5’ Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида Арг.

Объясните ваше решение. Укажите последовательность фрагмента молекулы РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК.

Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Послабление в системе оценивания в этом году — разработчики в эталонах указали, что если ребенок не прописал концы для кодонов иРНК и триплетов ДНК, то такие ответы тоже принимаются. Однако мы все понимаем, что если не учитывать антипараллельность при решении задач, то в отсутствии цифр ответы ученика могут быть иными.

За выполнение задания можно получить максимум 3 балла — если ответ включает в себя все элементы (всего их пять), 2 балла — за четыре элемента и 1 балл — за два-три. При этом в ответе не должно быть биологических ошибок. И снова важно дать наиболее исчерпывающий, логически последовательный ответ.

Биология. 11 класс. Углубленный уровень

Задание линии 28

Пример и комментарии

У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — отсутствия потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

image2.png

В чем особенности этой задачи, которая и без того является одной из самых сложных? Во-первых, объем. Нужно анализировать большое количество потомков. Присутствует и внутрипредметная интеграция, но мы уже, в общем-то, привыкли решать комбинированные задачи. Еще из особенностей: здесь не прописан тип наследования, но мы с вами уже умеем его определять. Основная сложность и новизна задания — элемент внутритематической интеграции — здесь дано сцепленное наследование при сцеплении признаков с гомологичными X-хромосомами.

И кстати, эта задача, как не удивительно, не лежит за рамками школьной программы по биологии. Просто в школе при рассмотрении сцепленного наследования мы обычно решаем более простые задачи, ограничиваясь узкой ориентировочной содержательной основой.

«Не пугайтесь нового. Как правило, усложнение, которое мы воспринимаем как выход за пределы школьной программы, — это не что иное, как помещение привычного знания в новую ситуацию, которая начинает рассматриваться как нечто новое — то, чего не было в программе».

Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 класс. Углубленный уровень

Разделы биологии для подробного изучения

Важно понимать, что при подготовке к ЕГЭ в каждом курсе биологии необходимо реализовать структурно-функциональный, эволюционный и экологический подходы.

Источник



«Нерадивый репетитор» по биологии объясняет, как готовить к ЕГЭ-2021

12 августа 2020 • 03:00

Начну с цитаты Анзора Музаева, руководителя Рособрнадзора, который сказал на пресс-конференция от 3 августа 2020 года следующее:

К сожалению, у нас есть пул в основном репетиторов, не всегда знакомящийся в нужное время с демоверсиями, которые предоставляет ФИПИ. Не знакомятся с нашими выступлениями, с нашими анонсами, с нашими методическими рекомендациями. И в мае месяце они только понимают, что они готовили не к тому, что мы год назад ещё декларировали. (. ) Если уж (. ) нерадивый репетитор (по-другому не скажешь) не удосужился посмотреть, что и где, здесь вины разработчиков нет. Мы вообще не сторонники того, чтобы репетиторство использовали как главный механизм при подготовке и проведении экзамена. Все выдающиеся результаты в подавляющем своём большинстве — это работа школьного учителя(. )»,

«Пул нерадивых репетиторов» — это прекрасно. Готовое название для общественной организации, членов которой московское начальство не хочет подпускать к подготовке и проведению ЕГЭ. Правда, если мы начнем разбираться, то окажется, что 85 процентов этого пула чудесным образом составляют школьные учителя, и многие из них являются членами предметных комиссий. Но это тайна, давайте не будем раскрывать её Анзору Ахмедовичу. Лучше обсудим наши скорбные дела.

Читайте также:  Офтакейр Ophthacare глазные капли

Свои огромные репетиторские деньги мы зарабатываем потому, что за нами идет слава: «дети этого репетитора сдают на 90+». Но в этом году правило «90+» нарушилось, и спасает только то, что «все плохо сдали». На пресс-конференции Музаев сначала сказал, что все результаты ЕГЭ остались примерно такими же, как в прошлом году, а потом — что 10 процентов наиболее слабых детей в этом году отказались от сдачи ЕГЭ. Слабые не сдавали, а результат остался тот же — о чём это говорит?

Опрошенные мной учителя называют две причины низких результатов ЕГЭ по биологии в этом году. Первая — усложнение заданий второй части. Они стали менее конкретными, более сложными для понимания детей, «к ним невозможно подготовить». Следует признать, что об этом Рособрнадзор действительно говорит очень много: «ЕГЭ не приемлет натаскивания. И мы ежегодно с этой проблемой занимаемся» (Мусаев). «Мы действительно убираем из измерительных материалов вот тот аспект, на котором можно натаскаться по шаблону. (. ) Вектор развития (. ) именно этот. Мы (. ) вводим такие изменения, которые требуют понимания» (Решетникова).

Понимание вместо зубрежки — хорошо это или плохо? Хорошо, что тут скажешь. Если бы это было на 100 процентов правдой. Но Рособрнадзор лукавит. Наряду с заданиями «на понимание» в ЕГЭ 2020 присутствовало немало заданий на материал, просто-напросто не заявленный в кодификаторе (правило Аллена, К и r-стратегии и т.п.).

Вторая причина плохих результатов 2020 года — изменения в ключах второй части. Изменения эти можно разбить на две группы: во-первых, произошло откровенное ужесточение, например, в ключах 28-го задания. Во-вторых, ключи были разбиты на более мелкие позиции (там, где было 3-4, стало 6-8). Опрошенные мной члены предметных комиссий расходятся в оценках: части из них действительно стало удобнее проверять работы детей, части оказалось «всё равно». Но чисто технически эта мера тоже привела к уменьшению детских баллов.

Рособрнадзор доволен — он считает, что ЕГЭ должен быть сложным, а если какой-то экзамен пишут слишком хорошо, то его надо «докрутить» (русскому языку приготовиться).

В этом году была дополнительная причина для «докручивания» — слишком большое количество стобалльников образовалось после того, как всех детей, прошедших на Всерос, признали призерами. Есть конспирологическая версия, что детей «рубили» специально, чтобы не дать им набрать 75 баллов, необходимых для поступления без вступительных экзаменов.

«Докрученные» учителя/репетиторы пишут петиции. Наиболее широко разошлись петиции Светланы Железовой и Ирины Богатовой. Чего хотят эти прекрасные женщины? Основное требование Светланы — «дать конкретный список учебников, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ по биологии (издательство, год, авторы).» Получается, что Рособрнадзор должен будет выбрать из списка учебников, одобренных Министерством просвещения, те, которые не подходят для подготовки к ЕГЭ — я не представляю, как это возможно чисто административно-бюрократически. Но даже если это будет сделано — такой список будет содержать никак не меньше 10 книг, а то и все 15. Облегчит ли это жизнь детей и учителей/репетиторов? Не думаю, что очень существенно.

В петиции Ирины Богатовой две основные претензии. Первая: баллы снимались даже за ответы, которые не содержали биологических ошибок и раскрывали тему поставленного вопроса, но не соответствовали ключам дословно. Таких претензий очень много в сети, но конкретных примеров (чтобы был скан) гораздо меньше. Методические рекомендации по проверке ЕГЭ по биологии написаны очень гуманно — там предусмотрены и оценивание частичного ответа в полбалла с последующим суммированием этих полбаллов, и даже положительное оценивание правильных ответов, не отраженных в ключах. И, как говорят члены предметных комиссий, они реально всё это делают. Если хотят. Если конспирологическое начальство не приказало им «резать». А если не хотят? А если приказало? И здесь мы переходим ко второй претензии Ирины, которая кажется мне очень правильной — к апелляции.

Несмотря на естественным образом существующие косяки, мне всё нравится в текущем ЕГЭ по биологии — кроме того, что происходит после экзамена. Во-первых, задания и ключи второй части не публикуются официально. Зачем это делается? Чтобы сохранить вторую часть в тайне? Тогда это просто не работает, весь интернет забит фотографиями ключей. Мне кажется, причина другая — наш непоколебимый Рособрнадзор боится экспертизы того самого «пула нерадивых репетиторов». Боится, что мы найдем ошибки в заданиях и быстро и согласованно об этом заявим. Хотя составители гораздо более крутых олимпиад не боятся — объявляют ключи сразу после написания олимпиады и регулярно «снимают» вопросы, в содержании или формулировке которых были найдены ошибки.

Апелляция сейчас носит откровенно «карательный» характер. И связано это в первую очередь с административной организацией процесса: региональной предметной комиссии будет плохо, если много детей придет на апелляцию и если они отсудят много баллов — поэтому детям буквально звонят со словами «не ходи на апелляцию, а то снимем баллы». При этом члены комиссий по большому секрету рассказывают, что при проверке они специально «пропускают» ошибки, чтобы у ребенка, всё-таки пришедшего на апелляцию, можно было в любой момент баллы снять. Вряд ли такую систему проверки и апеллирования можно назвать здоровой.

На мой взгляд, необходимо:
1) публиковать задания и ключи второй части сразу после проведения ЕГЭ, чтобы дать возможность ученику качественно подготовиться к апелляции;
2) апеллировать не всю работу, а только те задания, которые выбрал ребенок, чтобы комиссия не могла «повысить здесь, но снизить в другом месте».

К сожалению, Рособрнадзор не реагирует на претензии учителей, и его ежегодный сбор предложений является формальностью (на пресс-конференции А. Музаев с гордостью рассказал о том, что число поступающих предложений с каждым годом уменьшается). Нам, членам боевого «пула нерадивых репетиторов», как всегда придётся выплывать своими силами. «Как готовить к ЕГЭ-21?» — это был мой последний вопрос к учителям. Чаще всего, как это ни смешно (грустно) я получал советы, которые старше самого ЕГЭ:

1) надо учить детей внимательно читать задание и методично отвечать на все элементы этого задания;
2) надо учить детей подробно объяснять и обосновывать свои тезисы;
3) (свежий) нужно прививать детям биологическое мышление путем решения олимпиадных заданий. Почему российские школьники берут так много медалей на международных олимпиадах? Это мы с вами так лихо готовим их к выпускному экзамену из школы!

Слава Пулу нерадивых репетиторов!

Об авторе: Дмитрий Поздняков — учитель биологии, подготовивший победителя международной олимпиады, член «пятнашки» всероссийского конкурса «Учитель года-2008», последние 10 лет работает директором школы. Автор Биоробота — бесплатного онлайн-ресурса для подготовки к ЕГЭ по биологии (см. отзывы детей).

Источник

Как подготовиться к ЕГЭ по биологии в 2021: эффективные методики

Большинство сдающих биологию еще с детства мечтают поступать в медицинский или на психологию. Они со средних классов интересуются этим предметом, поэтому знают его хорошо. Но бывают ученики, которые только за год до экзамена определяются с предметом и задаются вопросом: «Как подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля?». Эта статья для всех типов учеников, потому что основы нужно знать всем, на каком уровне подготовки вы бы ни находились.

как самому подготовиться к ЕГЭ по биологии

Структура экзамена в 2021 году

Экзамен состоит из двух частей, каждая из которых отличается по количеству баллов и типу заданий. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии разберем каждую из них.

Часть 1

  • Состоит из 22 заданий, на решение каждого обычно требуется не больше пяти минут.
  • В самом начале вопросы базового уровня, их четыре – 1-3, 6. Дальше идут задания повышенной сложности, требующие больше знаний.
  • Типы заданий в первой части простые, нужно выбрать один из вариантов ответа, либо расставить их в правильной последовательности.

Часть 2

  • Здесь 6 заданий, на каждое из которых потребуется 10-20 минут.
  • Все вопросы высокого уровня сложности. На них не получится ответить одной цифрой или последовательностью. Потребуется ответить развернуто.
  • Всего в экзамене 28 вопросов, на которые дается 210 минут для решения.

Какие темы для ЕГЭ важно знать

Подготовиться к ЕГЭ по биологии без знания тем невозможно, но это легко исправить. Все темы можно разделить на 4 раздела:

  1. Ботаника
  2. Зоология
  3. Анатомия
  4. Общая биология

Подробный список тем можно посмотреть в кодификаторе, ссылку на него можно скачать вместе с демоверсией в конце статьи.

Особенности ЕГЭ по биологии: на что обратить внимание?

На экзамене часто ошибаются из-за невнимательности. В этом нет ничего удивительного, потому что ЕГЭ – это стресс. Зато можно подготовиться к такому состоянию, и вот первый совет:

  1. Внимательно читайте формулировку задания.
Читайте также:  Будь здоров витамин с с лимонным вкусом таблетки шипучие 20 шт hu

Перечитывайте несколько раз, если непонятно, что от вас требуют. Выделяйте главное, обращайте внимание на мелочи. Так вы сможете ответить на вопрос правильно и получить заветные баллы.

  1. В вопросах с выбором ответов сначала ответьте на вопрос самостоятельно.

Это второй совет желающим знать, как подготовиться к ЕГЭ по биологии на высокие баллы. Не выбирайте меньшее из зол, а примените все свои знания и ответьте на вопрос, будто у вас и нет выбора. После этого вам будет легче подобрать ответы и записать последовательность цифр, а то и вовсе написать одну.

  1. Старайтесь выполнить работу заранее.

Оставьте время на проверку ответов. Сложно находиться в напряжении все 3,5 часа экзамена, поэтому есть вероятность наделать ошибок под конец времени. Написав работу раньше, вы сможете спокойно все перепроверить и сдать работу.

Как оцениваются задания ЕГЭ

Как подготовиться к ЕГЭ на максимум? Знать цену заданий. Тут все просто:

  • 1 балл (базовый уровень) — задания 1-3, 6.
  • 2 балла (повышенный уровень) — задания 4,5, 7-22
  • 3 балла (высокий уровень) — задания 23-28.

За задания высокого уровня сложности можно получить меньше баллов за недостаточно развернутый ответ. Но если вы интересуетесь, как подготовиться к ЕГЭ по биологии, то должны понимать важность доведения дела до конца.

Всего за экзамен можно получить 58 первичных баллов.

Минимальное количество первичных баллов для сдачи экзамена — 16.

как подготовиться к заданиям ЕГЭ по биологии

Рекомендации по подготовке

Чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии, стоит знать несколько важных моментов.

  • Во-первых, готовиться нужно заранее. Так как биология – предмет, который изучают с пятого класса, то вам предстоит успеть запомнить все знания за шесть лет. А для этого необходимо достаточно времени.
  • Во-вторых, пользуйтесь открытым банком заданий. Это поможет вам познакомиться с типами вопросов, не теряться в их формулировках.
  • В-третьих, занимайтесь регулярно. Не путайте это с «заниматься постоянно», потому что отдыхать необходимо. Но соблюдать режим тоже важно, чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии.

Ссылка на демоверсию

Прикрепляем ссылку на скачивание демоверсии. Внутри вы найдете кодификатор и спецификацию, которые тоже нужны, чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии.

Подведем итог

Любой экзамен можно хорошо сдать, главное – соблюдать режим, знать цель и стараться для достижения результата. Это работает в любых начинаниях и пригодится во взрослой и самостоятельной жизни не раз. Поэтому воспринимайте подготовку как ценный урок, в конце которого вы сильно повзрослеете и приобретете бесценный навык. Все в ваших руках. Удачи!

Источник

ЕГЭ по биологии в 2021 году

Планируете в 2021 году поступать на бюджет в один из университетов России – узнайте, для каких факультетов будет обязательным ЕГЭ по биологии, какой будет дата проведения экзамена в грядущем сезоне, стоит ли ждать очередные изменения в структуре КИМов, а также когда и с чего стоит начать подготовку.

Даты экзамена по биологии

Важно! Выпускники 11 классов, не планирующие поступать в ВУЗы, в 2021 году могут ограничиться сдачей двух основных экзаменов — русского языка и математики!

Надеяться, что в 2021 году отменят ЕГЭ точно не стоит. Опыт 2020 года показывает, что Государственную Итоговую Аттестацию для 11 классов руководство страны отменять не планирует, хотя уже не раз звучали призывы о переходе к дистанционной сдаче ЕГЭ.

ЕГЭ по биологии в 2021 году - новости, изменения, даты

На данный момент известно, что формат проведения ЕГЭ по биологии в 2021 году не изменится, а для выпускников будут организованы 3 сессии, как и ранее:

Обратите внимание, что участники главной сессии в 2021 году смогут сдать ЕГЭ по биологии в основной день, или в резервные даты, установленные календарем ГИА.

28 июня 2021 года

1 июля 2021 года

Кому необходим ЕГЭ по биологии?

В 2021 году выпускники смогут выбрать направление исходя из имеющихся сертификатов ЕГЭ. Так, связка дисциплин «биология» + «профильная математика», откроет двери в таких направлениях, как:

  • Биология (06.03.01);
  • Медицинская кибернетика (30.05.03);
  • Клиническая психология (37.05.01);
  • Ветеринарная медицина (36.05.01);
  • Зоотехника (36.03.02);
  • Почвоведение (06.03.02);
  • Агрономия (35.03.04);
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10).

Если вы мечтаете о медицинской карьере или хотите работать в фармацевтической промышленности, то стоит задуматься о сдаче химии в качестве ЕГЭ по выбору.

Стоит заметить, что в 2020 году биологию планировали сдавать почти 20% участников ЕГЭ, тогда как химию только 14,3%. Но не стоит считать биологию простым для сдачи предметом, ведь на экзамен вынесены все тематические блоки из школьного курса, а это достаточно большой объем информации.

Темы для подготовки к ЕГЭ по биологии в 2021 году

Структура КИМов

В КИМах по биологии для ЕГЭ 2021 года кардинальных изменений не будет – выпускникам будет предложено 28 заданий, в числе которых 12 базового уровня, 9 – повышенного и 7 высокого.

При этом в 1-й части 11-классникам встретятся такие типы заданий:

  • множественный выбор ответов – 6;
  • поиск соответствия – 6;
  • установление правильных последовательностей – 3;
  • дополнение данных в таблицах – 2;
  • решение задач по цитологии и генетике – 2;
  • на анализ графической информации – 1;
  • дополнение схем – 1.

Структура КИМов для ЕГЭ по биологии в 2021 году

Во 2-й части представлены 7 заданий, требующих развернутого ответа с применением соответствующей терминологии. Вопросы высокого уровня сложности направлены на проверку таких умений:

  • оперировать понятиями;
  • анализировать, систематизировать информацию;
  • объяснять биологические процессы и явления;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • формулировать выводы;
  • решать биологические задачи;
  • прогнозировать биологические процессы.

Следите за обновлениями нашего информационного портала. Если в начале учебного года ФИПИ и Минпросвещения решат что-то изменить в ЕГЭ 2021 года, мы первыми расскажем, какие изменения произойдут в предмете «биология» и других дисциплинах.

Оценивание работ

Выполнив все 28 заданий, экзаменуемый может заработать 58 ПБ, что и будет интерпретировано как 100 ТБ.

При этом распределение баллов по заданиям 1-го и 2-го блока будет следующим:

На выполнение работы в 2021 году будет отведено 235 минут (в 2020 году было 210 минут), из которых на каждое задание 1-й части рекомендуется потратить не более 5 минут, а на каждую задачу 2-й части от 10 до 20 минут.

Бланк ответов №1 оцифровывают и проверяют автоматизированным методом. Апеллировать к этой оценке нельзя, так как неправильно распознанный ответ изначально считается виной экзаменуемого, заполнившего бланк с нарушениями.

Развернутые ответы проверяют 2 независимых эксперта. Полный перечень критериев, разработанных для оценивания задания №22-28 можно найти в демонстрационном варианте КИМА, а также среди документов, доступных на сайте ФИПИ.

При несущественно расхождении в оценках 1-го и 2-го эксперта (менее 2 баллов) результирущим баллом будет принято среднее арифметическое. Если расхождение превышает 2 балла, к проверке подключают третьего эксперта.

Подсчитав все первичные баллы, эксперты переводят результат в тестовый балл, который и будет указан в сертификате ЕГЭ.

Важно! С 2008 года тестовые баллы ГИА-11 не подлежат интерпретации в классической 5-бальной системе.

Но, при желании, вы можете оценить свой уровень знаний, воспользовавшись неофициальной таблицей перевода ТБ по биологии в школьные оценки.

Таким образом, минимальным положительным результатом на экзамене по биологии в 2021 году можно считать 36 тестовых баллов (или 16 первичных).

Обратите внимание, что в 2021 году, как и в 2020, минимальный проходной балл в некоторых университетах может быть выше, чем в 2019 из-за того, что многие высокобальники и олимпиадники прошлого периода, которые не смогли поступить на желаемые специальности, будут еще раз подавать документы в новом сезоне. Детальную информацию о минимальных проходных баллах ищите на сайте университета, в который планируете подавать документы.

Секреты подготовки

Возможна ли самостоятельная подготовка к ЕГЭ 2021 года по дисциплине «биология»? Конечно да, особенно для тех, кто заканчивает специализированные классы с углубленным изучением химии и биологии.

Если же вы учили предмет не углубленно и при этом не можете похвастаться высокими баллами, стоит обратиться к репетитору или записаться на групповые курсы подготовки к ЕГЭ.

На что обратить особе внимание? Из года в год сложнее всего 11-классникам даются:

  • задачи на генетику;
  • молекулярная биология;
  • ботаника (большинство школьников просто забывают тему к 11 классу).

Все, что нужно знать про ЕГЭ по биологии в 2021 году

В подготовке стоит опираться на такие источники, как:

  • кодификатор и спецификации, доступные на сайте ФИПИ;
  • демоверсии КИМов за 2021 или 2020 года;
  • специализированные издания (например, под авторством Пименова);
  • открытый банк заданий, размещенный на платформе ФИПИ;
  • школьные учебники;
  • теория по биологии в схемах и таблицах;
  • видео-уроки по отдельным темам и разборы демонстрационных вариантов.

Обратите внимание, что в 2020 году в КИМы были внесены изменения и материалы более раннего периоде уже не актуальны для эффективной подготовки к ЕГЭ 2021 года.

Предлагаем начать подготовку с тестирования своего уровня знаний. Попробуйте решить демонстрационный вариант КИМ 2021 года и проверить правильность выполнения заданий, сверив с подробным разбором от онлайн-репетитора.

Читайте также:

Загрузка.

Источник